Окна ангела
Первые дома рубились с глухими стенами без окон. Такая технология позволяла удерживать тепло внутри в зимние холода, лучше прогревать помещение. Прозрачных материалов типа стекла не было.В народе существует легенда появления окон. Одна женщина, чтобы осветить свое жилище, пыталась наносить решетом солнечный свет в дом. На нее с небес глядел ангел. Видя тщетность этого мероприятия, он сжалился над ней, прорубив в одной стене отверстие. Чтобы закрыть его от холода, наловил рыбы. Пузырь использовал для защиты окна.
Первоначально прорези были небольшими, равными ширине одного или двух смежных бревен. Они затягивались бычьим пузырем (пленкой, снятой с брюха животного), промасленной тканью, шкурой зверей, слюдой или деревянной задвижкой. Снаружи обрамлялись колодой. Считается, что она является прообразом первых, самых простых наличников. Прямо на ней делались незамысловатые узоры.
С развитием стекольной промышленности окна увеличились в размерах. Такая роскошь была по карману только богатым людям. Кроме того дома купцов, помещиков отличались изысканной резьбой наличников.
На фото дом купца лесопромышленника В.М.Губина. Ажурным кружевом украшены не только окна, но и подшивка крыши, фронтоны, нижняя часть фасада со стороны улицы. Здание построено в 1912 году.
Конструкции наличников
Самые первые наличники были простыми. Четыре доски собирались в единую конструкцию. В дальнейшем строение усложнили. Постепенно появились различной формы навершения, внешне похожие на фронтоны крыши, одно или двух ярусные. Они обрамлялись ажурными кружевами.По бокам располагались полотенца, иногда выполняемые в форме балясин. Нижняя доска (карниз, завершение) в отдельных вариантах имела свисающие по краям кисти или богато украшалась резьбой.
Виды резьбы
Существуют два метода резьбы, применяемой на наличниках:• глухая;
• прорезная.
Первый вид наиболее древний по происхождению. Ограниченный набор инструментов позволял резчикам выполнять узоры в виде выпуклых элементов. На доску наносился определенный рисунок. С помощью остро заточенных стамесок и молотка, выбивались грани общей картины.
Вначале использовалась простая по технике выполнения контурная, поверхностная резьба, состоящая из канавки, повторяющей линии орнамента. Рельефная технология появилась позже. Элементы украшений стали возвышаться над общим фоном на несколько сантиметров, при этом рисунок получался объемным и более сложным.
Иногда для облегчения своей работы мастера выполняли накладные детали. Оконная доска шлифовалась отдельно, выпуклые части изготавливали самостоятельными элементами, затем крепили их к основе гвоздями.
Такие конструкции отличались большим весом, надежно закрывали щели между рамой и бревном дома. В дальнейшем наличники стали раскрашивать в разные оттенки. Фон более яркий, рисунок выделялся светлыми красками. В таком оформлении узор казался особенно нарядным. Символы приобретали четкость, хорошо прослеживались причудливые линии.
С развитием сложных инструментов стали появляться прорезные наличники. Первые сквозные узоры выполнялись с помощью ножа, топора, долота, стамески, сверла. В 18 веке с приходом Петра 1 появились пилы. Наличники стали выпиливать, получая ажурные узоры, вес конструкции уменьшился, усложнились картинки.
Первоначально пропилы занимали небольшое пространство на доске. Узор формировался за счет прорезей, фон не играл существенной роли. Затем пришло увлечение воздушным пространством между рисунками, оно значительно увеличилось в объеме. В начале 19 века мастера пришли к гармонии обеих техник.
В современных вариантах прорезные элементы накладывают на чисто выструганные доски, служащие фоном для рисунка, смешивая несколько стилей в одном месте.
Поистине увлекательное занятие, созерцание сложных узоров наличников старинных домов. Кажется, время остановило свой быстрый бег. Возникает желание получше разглядеть рисунок, понять замысел мастера. Попробуйте сами расшифровать мудрое послание из глубины веков!
Комментарии:
Пока нет комментариев.