Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта

Судью - на мыло! (2)

Ну, вот опять я уличена в малограмотности, на сей раз - сама собой!
При оформлении предложений с прямой речью и словами автора я упорно ставила тире между двоеточием и кавычками , ничтоже сумняшеся... Может, я неправильно заучила в своё время, может, с тех пор, как я учила, изменились правила, не могу сказать, но делала я эти ошибки с упорством уверенного в себе человека.
Впредь обязуюсь исправиться!

Поскольку никто меня ни разу не поправил, имею право выбирать между причинами:
1 - не рискнули связываться, т. к. "задавила" авторитетом...,
2 - не знали сами, как правильно.
Выбираю вторую причину (кто - за первую, могут возразить) и выставляю правила, на которые я упорно делала ошибки.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1
"П", – а.
"П!" – а.
"П?" – а.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: "П".
А: "П!"
А: "П?"
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3
"П, – а, – п".
"П, – а. – П".
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4
А: "П" – а.
А: "П!" – а.
А: "П?" – а.
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рейтинг поста:  +3 Не понравилось Понравилось
елевася
Садовод 4 уровня
19 декабря 2014 года
1
201




Комментарии:

Написать комментарий

19 декабря 2014 года
 
Спасибо, Елена Васильевна! Полезно повторять. Я это хорошо усвоила в школе.
А вот, когда диалоги начинаются с тире и с новой строки, тут я путаюсь.
- Привет! - Сказал Вася.
- Салют! - Ответил Вова.
Правильно?

елевася (автор поста)
19 декабря 2014 года
 

20 декабря 2014 года
 
елевася пишет:
но делала я эти ошибки с упорством уверенного в себе человека.
ничего было время я в письмах писала "здраствуйте" причем тоже ошибку упорно игнорировала... но когда увидела, то пришла в ужас

елевася (автор поста)
21 декабря 2014 года
+1  
Меня и до сих пор тянет поставить тире между двоеточием и кавычками
Причём, в школе, судя по оценкам, я писала грамотно, видимо "сдвиг по фазе" произошёл и закрепился уже в зрелые годы.

22 декабря 2014 года
 

Новомосковск
29 декабря 2014 года
 
Как хорошо, что появилась эта группа. Я тайком перечитываю, освежаю знания ибо надо. Очень надо. Помогает чтение классики, зрительно я быстрее запоминаю.

елевася (автор поста)
30 декабря 2014 года
+1  
Спасибо! С наступающим Новым Годом! Успехов в творчестве, очень душевный сайт получился!


Оставить свой комментарий

B i "
Отправить