Опубликовала Greencalendar
в группе Дети на даче
Детское счастье на даче и саду
Два сюжета для жизни ребёнка на природе
Есть два основных сюжета, придуманных взрослыми для летней жизни ребёнка на природе. Следуя первому сюжету, они создают оборудованную по всем правилам Страну развлечений — мечту Пиноккио до перевоспитания. Здесь есть всё для игр и отдыха ребёнка — и песочница, и лесенки, и качели, и бассейн, и горки, и площадка для игр. Всё очень красиво, удобно, уютно — дети и гуляют, и под присмотром. Так воплощается мечта, лелеемая взрослыми все долгие месяцы городской жизни.
Второй сюжет предполагает, что ребёнка с малолетства необходимо учить любить природу и приучать к труду. Поэтому приобретается весь детский садово-огородный инвентарь — и лопатки, и грабли, и мётлы, и вёдра, и лейки. Мамы и бабушки закупают семена быстрорастущих растений, учитывая недолгое детское терпение.
Размечаются самые плодородные уголки сада под малышовые грядки и клумбы. В воображении всплывают иллюстрации из детских книжек, где чинные малышата в беленьких носочках поливают огород из голубых леек, и уже на следующей странице гордо поднимают обеими руками огромные корзины с огурцами.
Ежегодное крушение взрослых иллюзий
Но приходит лето, и в очередной раз мы вынуждены признать, что не всё получается, как задумано. Дети то и дело исчезают с солнечной лужайки и большую часть времени скрываются среди кустов на задворках — в компании улиток, жаб и комаров. Или самозабвенно проводят дни напролёт на берегу зазеленевшей канавы под густыми ветками старой ивы. Или отпрашиваются к друзьям на соседние дачи, терпеливо снося наши долгие наставления как играть и когда вернуться домой.
Довольно быстро забываются летние обязанности — прополка, полив, уборка территории. Приходится напоминать, убеждать, воспитывать собственным примером и даже наказывать ребёнка за нерадивость. Идиллии не получается, дети вырываются из-под опеки и с переменным успехом, но устраивают свою летнюю жизнь по своим, только им ведомым правилам.
Чем на самом деле дети отличаются от взрослых?
Что же происходит? Почему ребёнок «не помещается» в уютный и полезный мир, заботливо уготованный благожелательными взрослыми? Что заставляет его вырываться за очерченные границы территории и деятельности, которые мы ему предназначили?
Ответ на все эти вопросы один: ребёнок слышит зов природы. Он идёт на зов природы, сам не зная, как и почему.
Во всём, что касается отношений с природой, взрослые и дети разительно отличаются. Взрослые люди воспринимают природу, прежде всего, с точки зрения потребительской ценности. Даже в красоте природы они находят пользу. Поэтому все отношения с природой взрослые строят рационально, исходя из того, когда чего и сколько они должны взять у природы себе во благо.
Отношения ребёнка с природой бескорыстны, первобытны и сакральны. Он не строит с природой прагматичных отношений — он в ней живёт. Ребёнок не просто проводит время на природе — через пребывание в природной среде он осваивает свою принадлежность к человеческому роду. В отношениях ребёнка и природы много неосознаваемого, иррационального, инстинктивного.
Вот почему многие детские поступки воспринимаются взрослыми как неразумные, необъяснимые, а порой — и кощунственные. Кощунственными я называю детские поступки, которые вызывают особое негодование и неприятие взрослых — дети рвут незрелые фрукты и ягоды, обрывают самые красивые лепестки с цветов, наступают на грядки, могут всё-таки наступить на рассаду (после многократных предупреждений).
Ребёнку не нужны посредники
В то время как взрослые пытаются прописать и регламентировать жизнь ребёнка на лоне природы, он напротив, стремится установить с природой отношения, в которых не будет посредников.
Внутренние задачи психического развития ребёнка побуждают его осваивать во взаимодействии с природой позицию Созидателя мира. Именно этот, полноценно прожитый в детстве опыт созидателя, в будущей взрослой жизни проявится как способность к самостоятельным решениям и действиям, как способность обустроить свой личный мир, как самостоятельность, самодостаточность и творческое отношение к жизни.
Вспомните собственное детство, дорогие родители, и вы поймёте, о чём идёт речь. Помните, любимыми местами во дворах и на дачах были потайные уголки, которые взрослые воспринимали как абсолютно непригодные для игр? Обычно это были какие-то заброшенные, неухоженные, отдалённые или неудобные для жизнедеятельности места, куда давно не ступала нога взрослого человека.
Ребёнок создаёт свой секретный мир
Что же привлекает детей за пределами границ, прочерченных заботливыми взрослыми? Зов детской природы побуждает ребёнка найти такие места в огромном мире, которые он может обустроить по своему усмотрению и по своим правилам.
Дети предпочитают создать свой собственный мир и скрыть его от посторонних глаз, защитить от проникновения внешних сил. А когда этот мир создан — они живут в нём по-настоящему.
Дети находят среди кустарника маленькую полянку — и превращают её в домик. В заброшенной поленнице под сломанным навесом они делают квартиру — с «комнатами», заполняя их домашней утварью, найденной в округе. Годится всё — сломанные стулья, доски вместо мебели, битая посуда — всё становится предметами быта. Дети постарше устраивают тайный штаб — на деревьях или в каком-то лесном укрытии, шалаше, построенном из всего, что сумели раздобыть.
Было бы немыслимо, если бы взрослые, заметив подобную деятельность, закупили бы стройматериалы, наборы мебели, посуды и текстиля для самодельных детских сооружений. Вы интуитивно понимаете, что это невозможно и недопустимо, что это разрушает саму сердцевину детского мира. Вы понимаете это, потому что сами были детьми.
Наши дети, несмотря на то, что сейчас у них практически не осталось пространства и времени, свободного от контроля взрослых, неутомимо следуют зову собственной природы. Вот почему при первой же возможности они уходят от посредничества взрослых в своих контактах с природным миром.
Взрослые отгораживают свой мир, а ребёнок свой мир расширяет
Ребёнок хочет остаться один на один с природой — без наставлений и указаний познать её так, как того требуют внутренние задачи его психического развития. В то время как взрослые на природе стремятся огородиться и обозначить территорию (какой бы карликовой она ни была), ребёнок стремится расширить границы своего места обитания.
Ребёнок исследует весь доступный ландшафт — всё природное и рукотворное, чем он наполнен. Когда психологические ресурсы ребёнка оказываются недостаточными для этих непростых задач, он объединяется с другими детьми — и осмеливается выйти за границы привычного мира.
Расширяя границы знакомого мира во всех направлениях, измерениях и масштаба, ребёнок закрепляет своё право на существование в освоенных территориях. В домиках дети играют в ролевые игры мирной жизни, в штабах разрабатывают военные стратегии, а ещё они добывают пропитание, готовят еду, устраивают званые обеды, а ещё — лечат раненых, спасаются от внешних врагов, следят за происходящим в обычном мире из укромных наблюдательных пунктов.
Вот почему так важно к обеду заготовить побольше разноцветных розовых лепестков и залить их свежей водой из лужи — для супа. Мальчишкам поручается раздобыть фруктов гостям — и нужно изловчиться, чтобы незаметно нарвать незрелых ягод смородины, а заодно — для витаминов «детям» — зелёных яблок и слив. И заячьей капусты с клевером на ужин.
Ребёнок закрепляет своё присутствие на территории
Ещё один способ закрепить своё присутствие и сделать территорию своей — детские секретики и тайники. По сравнению с обустроенными самими детьми местами игр — это ещё более недосягаемая для взрослых часть детского мира.
Девочки выкапывают маленькие ямки и красиво укладывают в них листики, красивые обёртки, лепестки и головки цветов. Закрывают это кусочком стёклышка и сверху присыпают землёй. Иногда в секретике может оказаться переливчатое крылышко жука, пёрышко птички. Самое главное — здесь всё делается по собственным канонам красоты, надёжно защищёнными от критики взрослых.
Мальчики устраивают тайники в незаметных местах — рядом с домом или даже в доме — под ступеньками, в трещинах старых стен, и в близлежащей округе — в дуплах деревьев, в расщелинах больших камней. Мальчишеские тайники наполнены полезными для жизни вещами (которые дети не хотят или которые им не разрешают приносить в дом), необходимыми для игр или практических нужд. Здесь железяки, гильзы, куски верёвки, проволока, самодельные ножи и даже запасы еды.
Дети размещают тайники и секретики в разных местах территории, которую они считают своей. Обязательным ритуалом становится проведывание своих тайников — это сакральное действо закрепляет связь ребёнка с местом его обитания.
Сделайте свой сад пространством здорового психического развития ребёнка
Воспитание ребёнка требует от взрослого не только педагогических воздействий и социального научения, но и разумного невмешательства.
Я уверена так же, как и вы, что очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к природе, трудолюбие и ответственность. Это - качества личности, необходимые для достойной жизни. Вместе с тем, неоправданное вторжение взрослых в детский мир, их желание подчинить все действия детей своей воле — нарушают у детей развитие способности к постановке целей, блокируют их самостоятельность и творческое начало.
Если мы не хотим вырастить безвольных, безынициативных людей, болезненно зависимых от мнения окружающих, то давайте позаботимся не только о благополучии своих детей, но и об их развитии. Планируя жизнь ребёнка на даче и в саду, помните о том, что его детское счастье не в том, что он не наступает на грядки, не рвёт цветы и не топчет газоны. Детский мир создают сами дети — только доверьтесь им, время пришло!
Ольга Орлова, психолог-консультант
специально для "Семейного Сада"
|
Комментарии:
Написать комментарий