Чтение вслух.
В моем детстве матушка моя этим занятием себя особо не утруждала. Тем более остро запомнились все-таки случившиеся коллизии.
Я буковки выучил довольно рано и довольно оригинальным методом. Мамуля неплохо умела рисовать и особенно чертить, а потому на неё быстро свалили всю наглядную агитацию в школе, где она работала сначала лаборантом, а потом преподавателем того же черчения (Напомню, по образованию она была зоотехником-звероводом).
Агитации же этой было немеряно, директриса была повернута на показушестве. Именно повернута, почти до шизофрении. Потому мамуля постоянно таскала домой листы ватмана и по вечерам их расписывала тушью и гуашью. За неимением прочих зрелищ, я за сим процессом внимательно наблюдал, попутно отрабатывая выдержку и послушание.
Поскольку опрокидывание пузырька с тушью или смазывание свежепокрашенной картинки были крайне нежелательны, то родительница со мной не церемонилась и малейшая двигательная активность вблизи стола пресекалась быстро и жестко. В итоге до указанных катастроф дело, насколько помню, не доходило. А вот разглядывать и расспрашивать не возбранялось, а как раз наоборот.
Буквы на плакатах и стенгазетах были большими, яркими и разными, и я быстро запомнил их имена и звучание.
Вскоре бабушка с мамой застукали меня в углу, что-то бормочущего над книгой. Ответ на вопрос о том, что я делаю, - читаю, мол, - их не удовлетворил сперва, но после того, как я внятно разобрал пару строчек, они переглянулись и перевели дух. Вопрос "чем занять ребенка" отныне остроту свою заметно утратил.
Произошло это, видимо, довольно рано, поскольку я не помню ни этого факта, ни первой прочитанной книги, ни того, что мне мама и бабушка читали до этого из детских. Разговоры же о том, что на ватмане нарисовано и написано - помню, впрочем это занятие продолжалось довольно долго и впредь.
Один эпизод, с чтением связанный опосредованно, из того раннего "дочитательского" времени все же остался: я не сплю от зубной боли, а мама рассказывает мне сказки. Сказки отложились у меня как странные: про человека, которого спасли скаты-хвостоколы, про вылеченную раненую лань... На Чуковского и Маршака совсем не похоже.
Было это только однажды, и лишь лет через десять я с удивлением встретил эти неординарные истории, добравшись до сборника мрачноватых рассказов Орасио Кироги, аргентинского декадента, среди которых затесались и несколько сказок.
В дальнейшем мама читала мне вслух трижды. Причем не только мне. Не менее неожиданным, чем упомянутый Кирога, оказался нигериец Амос Тутуола. Его довольно сюрреалистические, но живенькие сказки о искателях кладов и о девушке Симби, которая вздумала узнать, что такое нужда и муки, первая моя "походно-собаководческая" компания выслушивала вечерами на нашей первой же лесной базе, в землянке, выкопанном в речном откосе.
Контрастом с подобной экзотикой выглядели "Вечера на хуторе близ Диканьки", которые за тройку лет до Тутуолы мне и ещё двум слушателям из числа моих приятелей мама читала у нас дома.
А где-то в промежутке её пробило познакомить меня с третьим автором. Наверно больше недели слушал я по вечерам сперва "Кому на Руси жить хорошо", с подробными объяснениями всех тамошних реалий. После "с разбегу" проскочили до кучи ещё и "Русских женщины" с "Дедушкой". Учился я тогда в третьем классе. За 4 года до того, как мы поэму проходить начали в школе.
Интересно, что я воспринял во фразе "Горсточку русских сослали/В страшную глушь, за раскол..." слово "раскол" - как географическое понятие. То что "Камень" с большой буквы означает Уральские горы, я к тому времени уже знал, ну и решил, что это что-то аналогичное.
И даже не стал выяснять, где этот Раскол расположен, дошел до истины уже позже своим умом. Тем более, что ниже уточнялось: "деревня же та за Байкалом, имя её Тарбагатай"
А к чему это я вспоминаю? Да вот, сегодня приехала из Бурятии жена и привезла снимки того самого Тарбагатая. Старший её внук взял там жену из тех самых сосланных, семейских. И его мама возила Люсю в гости к сватам, в деревню из тесно сбившихся в кучку приземистых домов, посреди безлесных и почти бесснежных всхолмий.
Самих же молодых там не было, они встречали НГ под пальмами в славном городе Хартуме... Служба-с!
Тут надо бы вставить фото, но выковырять их из люсиного Самсунга у меня пока не получается, а подсказать некому. Впрочем они так себе.
На большинстве - счастливые физиономии мелкой Катьки и её забайкальских родственников. Местный колорит улавливается слабо.
Я буковки выучил довольно рано и довольно оригинальным методом. Мамуля неплохо умела рисовать и особенно чертить, а потому на неё быстро свалили всю наглядную агитацию в школе, где она работала сначала лаборантом, а потом преподавателем того же черчения (Напомню, по образованию она была зоотехником-звероводом).
Агитации же этой было немеряно, директриса была повернута на показушестве. Именно повернута, почти до шизофрении. Потому мамуля постоянно таскала домой листы ватмана и по вечерам их расписывала тушью и гуашью. За неимением прочих зрелищ, я за сим процессом внимательно наблюдал, попутно отрабатывая выдержку и послушание.
Поскольку опрокидывание пузырька с тушью или смазывание свежепокрашенной картинки были крайне нежелательны, то родительница со мной не церемонилась и малейшая двигательная активность вблизи стола пресекалась быстро и жестко. В итоге до указанных катастроф дело, насколько помню, не доходило. А вот разглядывать и расспрашивать не возбранялось, а как раз наоборот.
Буквы на плакатах и стенгазетах были большими, яркими и разными, и я быстро запомнил их имена и звучание.
Вскоре бабушка с мамой застукали меня в углу, что-то бормочущего над книгой. Ответ на вопрос о том, что я делаю, - читаю, мол, - их не удовлетворил сперва, но после того, как я внятно разобрал пару строчек, они переглянулись и перевели дух. Вопрос "чем занять ребенка" отныне остроту свою заметно утратил.
Произошло это, видимо, довольно рано, поскольку я не помню ни этого факта, ни первой прочитанной книги, ни того, что мне мама и бабушка читали до этого из детских. Разговоры же о том, что на ватмане нарисовано и написано - помню, впрочем это занятие продолжалось довольно долго и впредь.
Один эпизод, с чтением связанный опосредованно, из того раннего "дочитательского" времени все же остался: я не сплю от зубной боли, а мама рассказывает мне сказки. Сказки отложились у меня как странные: про человека, которого спасли скаты-хвостоколы, про вылеченную раненую лань... На Чуковского и Маршака совсем не похоже.
Было это только однажды, и лишь лет через десять я с удивлением встретил эти неординарные истории, добравшись до сборника мрачноватых рассказов Орасио Кироги, аргентинского декадента, среди которых затесались и несколько сказок.
В дальнейшем мама читала мне вслух трижды. Причем не только мне. Не менее неожиданным, чем упомянутый Кирога, оказался нигериец Амос Тутуола. Его довольно сюрреалистические, но живенькие сказки о искателях кладов и о девушке Симби, которая вздумала узнать, что такое нужда и муки, первая моя "походно-собаководческая" компания выслушивала вечерами на нашей первой же лесной базе, в землянке, выкопанном в речном откосе.
Контрастом с подобной экзотикой выглядели "Вечера на хуторе близ Диканьки", которые за тройку лет до Тутуолы мне и ещё двум слушателям из числа моих приятелей мама читала у нас дома.
А где-то в промежутке её пробило познакомить меня с третьим автором. Наверно больше недели слушал я по вечерам сперва "Кому на Руси жить хорошо", с подробными объяснениями всех тамошних реалий. После "с разбегу" проскочили до кучи ещё и "Русских женщины" с "Дедушкой". Учился я тогда в третьем классе. За 4 года до того, как мы поэму проходить начали в школе.
Интересно, что я воспринял во фразе "Горсточку русских сослали/В страшную глушь, за раскол..." слово "раскол" - как географическое понятие. То что "Камень" с большой буквы означает Уральские горы, я к тому времени уже знал, ну и решил, что это что-то аналогичное.
И даже не стал выяснять, где этот Раскол расположен, дошел до истины уже позже своим умом. Тем более, что ниже уточнялось: "деревня же та за Байкалом, имя её Тарбагатай"
А к чему это я вспоминаю? Да вот, сегодня приехала из Бурятии жена и привезла снимки того самого Тарбагатая. Старший её внук взял там жену из тех самых сосланных, семейских. И его мама возила Люсю в гости к сватам, в деревню из тесно сбившихся в кучку приземистых домов, посреди безлесных и почти бесснежных всхолмий.
Самих же молодых там не было, они встречали НГ под пальмами в славном городе Хартуме... Служба-с!
Тут надо бы вставить фото, но выковырять их из люсиного Самсунга у меня пока не получается, а подсказать некому. Впрочем они так себе.
На большинстве - счастливые физиономии мелкой Катьки и её забайкальских родственников. Местный колорит улавливается слабо.
|
Последние читатели: |
Комментарии:
Написать комментарийЕсли фотографий много, то подключаю телефон к компьютеру через провод и перекидываю, как с обычной флешки. А когда мало и подключать лениво, захожу в почту с телефона, отправляю снимок на свой эл.адрес и получаю его на почте на компьютере. Это если просто на компьютер надо скинуть. А если на сайт сюда сразу, то захожу на сайт с тедефона и загружаю напрямую.
Я сам до сих пор с кнопочным хожу, бесценным из-за компактности и неубиваемости, по-моему. ему уже лет 10
Да, грузятся не слишком спешно. поэтому телефон подключаю к компьютеру, даю время на открытие папки с фото и уже потом переношу. Заодно сразу на экране удаляю и лишний мусор. У компьютера экран покрупней, видно получше. Да и удалить можно, выделив сразу несколько штук.
А вот чтобы читали мне не помню. Я к классу четвёртому перечитала почти всю родительскую библиотеку и половину бабушкиной. Хорошо помню, как читала толстючего "Спартака" в 9 лет, а "Анну Каренину" - ещё раньше. в 8. Болела много, и, чтобы занять меня, мне чаще всего приносили книги. Было особенно смешно, когда пытались прятать Мопассана или "Воскресенье" Толстого с "Декамероном". На книги в доме у меня был нюх.
Записалась в районную библиотеку, там выбирала книжки самые потрепанные, зачитанные- значит интересные,
Позже были Стендаль, Гюго, Бальзак. Да, чтение- это здорово!
Наши дети при оказии затребовали несколько развивающих игр, карточки специальные, пазлы с картинками из русского мультика для внучки, а всякие глупости вроде фонарика с меняющимися картинками, где ребёнок должен уметь только тихо сидеть и кнопку одним пальцем нажимать, брать не стали. Не знаю, как они объяснят это потом прабабушкам (есть ещё несколько глупо-механических игр, от которых они тоже отказались), но наши предпочли басни Крылова с красивыми картинками, хотя со всеми выбранными ими вещами с ребёнком придётся заниматься, читать, уделять время, ну да это их выбор, и я считаю, что правильный.
Растят- нам не понять. Тема вечная- отцы и дети
Вот и моим детям сейчас 40 и 35, а мне все кажется, что они маленькие, все не так делают.
Эх, так тяжело не поучать, не вмешиваться.
Старшая сама советуется, когда нужно, да и сама дважды мама, там моё вмешательство, к счастью, абсолютно не требуется. Сами заварили кашу, сами хлебают, вроде вкусно заварили - нравится.
А вот младшему другой раз я б "посоветовала" , но на других в округе поглядишь, сравнишь и думаешь - "а мой вроде бы и ничего - работает, о нас с мужем заботится, ну а что с высшим образованием шаляй-валяйничает, так есть в кого: отец в 45 лет окончил университет, дед - в 43."
Следующую зиму он сидел над прописями, исписал какое-то немеряное количество тетрадей. Но на следующую поездку в Череповец его папенька. сам учитель, между прочим, денег не дал.
И парень ходил в Череповец и обратно( из нынешнего Сусанина Костр. обл)пешком. Поступил, ну и на дальнейшие транспортные расходы деньги ему уже выделялись, пока сам зарабатывать не начал.
Для сравнения. У моего сына отвратный почерк, учится в педагогическом университете на географическом.