Вспоминая Крым. Массандровский дворец. Часть 1.
До нашего отъезда из Крыма оставались считанные дни, и, несмотря на то, что я всё-таки докатилась до лёгкого бронхита, мы решились на довольно отдалённую (4 часа в одну сторону) поездку. Хотя ехала я полулёжа и засыпала на несколько минут порой от слабости, остались безумно счастливы – мы столько увидели!
В окрестностях Феодосии было в те дни довольно-таки пасмурно и порой дождливо, но ближе к Симферополю погода начала исправляться и только горы продолжали носить облачные шапки.
В окружении гор на скорости также закладывает уши, как и при пересечении нами Уральского хребта. Дорога плавно ныряет вверх-вниз. Обгон почти везде запрещён и мы долго едем за одной и той же серенькой машиной.
Наконец поворачиваем по навигатору вправо – на совершенно сельскую дорогу с мягко говоря негодным асфальтовым покрытием и… тут выясняется, что есть ещё и пешеходная зона – до дворца 700 метров!
Блиииин… хромая, с клюкой и бронхитной слабостью… Мы едва не решили развернуться и поехать дальше – в примерном плане было ещё пара хороших мест. Но я же настырная, прикинула, что именно столько метров от нашей дачи до родительской и, облекая холодные цифры в зримую местность, путь уже не кажется мне невозможным.)))
После четверти пути выясняется, что дорога в гору. «Может вернёмся?» - тревожится муж. Ага, как же! Я отвечаю, что вверх всегда легче, чем вниз и мы продолжаем идти. Уже почти у ворот, когда до самого замка пройдена бОльшая часть пути вдруг видим электромобильчик с пассажирами – оказывается, можно было добраться до места, заплатив по 100 р. с человека. Возможно, если бы мы увидели его в начале пути…. Но сейчас немецкая экономность перебивает голос разума, да и денег наличных осталось немногим более двух тысяч рублей, а я ж ещё растюхи хочу…. Ну хоть немножечко.
Топаем дальше на своих двоих, но красота окружающего пейзажа уже завораживает, погода чудесная: солнышко, но не жарко – как раз для путешествия. Сама природа за нас и наши красивые фотоснимки!
Парк спроектирован в английском стиле: будто уголок первозданной природы - здесь почти нет прямых линий и отсутствуют острые углы в дизайне.
А какая я стройняшка рядом с вековыми секвойями – ставшими одними из визитных карточек этого места.
Пальмы, магнолии, олеандры, пихты и кипарисы украшают Верхний Массандровский парк.
Как оказалось – не одним нам нравится погода – перед дворцом снимают кино и нам приходится ждать минут 30-40, а потом быстренько пробегать площадку между фонтаном и дворцом, потомучто сил идти в обход, как нам сначала предложили, у меня просто нет.
Но место съёмки пройдено полупробежками, а окрестности замка продолжают восхищать нас своей красотой. Мы фотографируем почти каждый шаг – вот красивейшие розы. Сотрудники музея стараются собрать те сорта, которые росли здесь при Александре III.
А это оставшиеся скульптуры. Всего их было более 30-ти, а вот сейчас сохранилось 6 – две из которых сфинксы с женскими головами.
Часть скульптурных изображений, были уничтожены по приказу людей из окружения Сталина, которые велели их убрать, опасаясь, что глумливые изображения мифологической нечисти вызовут у вождя негативные чувства. Поэтому сатиры с высунутыми языками, из пасти которых били струи воды и изливались в большие чаши, вмонтированные в стены полукруглого амфитеатра у восточного входа во дворец, были нещадно сбиты и заменены на лаконично исполненные головы львов.
"Плющ Дон Жуаном зелёным одолевает балконы..." Здесь плющ фигурно оплетает стены, но в памяти почему-то крутились именно эти строки Городницкого.
При входе в замок служительница музея, посмотрев на мою клюку, сказала, что нам не нужно одевать матерчатые тапочки, как другим туристам, потомучто местами во дворце скользкий пол и довольно крутые лестницы и, если дальше спросят, почему мы без тапочек на обуви, то мы должны сказать, что нам разрешили и объяснить эту причину. Добрые заботливые люди! Там к нам вообще очень внимательно отнеслись. Мы шли немного впереди большой экскурсионной группы и без толчеи быстренько фотографировали, стараясь внимательно рассмотреть, что успеваем – надежды на то, что я долго продержусь на ногах - не было. Но охота пуще неволи! И я топала и топала по ступенькам и залам, не уставая восхищаться великолепием дворцового ансамбля.
Керамическую плитку, расписанную в холодных голубых тонах, в цокольном этаже придумал архитектор Максимилиан Месмахер, который достраивал дворец после Эдмона Бошара и занимался его оформлением. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха.
Из прихожей мы попадаем в зал (он же - Бильярдная), где гости ожидали приёма у высочайших особ.
Великолепный камин, картины Верещагина, Бронникова, Котарбинского, Орловского, чудесную лепнину потолка – всё это хочется долго и подробно рассматривать, но за нами идёт большая экскурсия, и мы стараемся отфотографировать всё самое с нашей точки зрения интересное, пока комнаты не заполнились людьми.
Столовая царской семьи с кузнецовским фарфором и потрясающими резными буфетами задумывалась Месмахером наиболее приближённой к стилю эпохи Людовика XIII, потолок навевает воспоминания о рыцарских залах.
А огромный камин добавляет уюта, для которого, собственно и задумывались все камины, потому как во дворце было проведено водяное отопление.
И вот по той самой «опасной и скользкой» лестнице, о которой меня предупреждали заботливые работники музея, мы поднимаемся на второй этаж в приёмную Ея Величества.
Затем попадаем в гардеробную для слуг. На верхнем фото вешалка, находящаяся в этой комнате.
На нижнем кадре приёмная Его Величества с огромным шкафом, в котором видны красиво изукрашенные поздравительные адреса от Немецких Обществ Москвы и от Рижско-Латышского общества.
Вот они покрупнее.
А это генеалогическое древо и изображение членов царствующего дома Романовых, также находящихся в этой приёмной.
Продолжение следует.
Интересный факт:
Водопровод со святой водой.
Примечательно, что водой дворец снабжался (и продолжает снабжаться до сих пор) из горного источника, который протекал под средневековым греческим храмом Рождества Иоанна Предтечи. Источник назывался Ай-Ян, то есть Святой Иоанн, вода в нем считалась святой, и к роднику стекались паломники. После землетрясения 1927 года храм был полуразрушен, и его демонтировали, однако часть алтаря, из-под которого бьет родник, сохранилась до наших дней. Правда, увидеть ее нельзя – источник находится на закрытой для посещений территории госдачи № 3.
В окрестностях Феодосии было в те дни довольно-таки пасмурно и порой дождливо, но ближе к Симферополю погода начала исправляться и только горы продолжали носить облачные шапки.
В окружении гор на скорости также закладывает уши, как и при пересечении нами Уральского хребта. Дорога плавно ныряет вверх-вниз. Обгон почти везде запрещён и мы долго едем за одной и той же серенькой машиной.
Наконец поворачиваем по навигатору вправо – на совершенно сельскую дорогу с мягко говоря негодным асфальтовым покрытием и… тут выясняется, что есть ещё и пешеходная зона – до дворца 700 метров!
Блиииин… хромая, с клюкой и бронхитной слабостью… Мы едва не решили развернуться и поехать дальше – в примерном плане было ещё пара хороших мест. Но я же настырная, прикинула, что именно столько метров от нашей дачи до родительской и, облекая холодные цифры в зримую местность, путь уже не кажется мне невозможным.)))
После четверти пути выясняется, что дорога в гору. «Может вернёмся?» - тревожится муж. Ага, как же! Я отвечаю, что вверх всегда легче, чем вниз и мы продолжаем идти. Уже почти у ворот, когда до самого замка пройдена бОльшая часть пути вдруг видим электромобильчик с пассажирами – оказывается, можно было добраться до места, заплатив по 100 р. с человека. Возможно, если бы мы увидели его в начале пути…. Но сейчас немецкая экономность перебивает голос разума, да и денег наличных осталось немногим более двух тысяч рублей, а я ж ещё растюхи хочу…. Ну хоть немножечко.
Топаем дальше на своих двоих, но красота окружающего пейзажа уже завораживает, погода чудесная: солнышко, но не жарко – как раз для путешествия. Сама природа за нас и наши красивые фотоснимки!
Парк спроектирован в английском стиле: будто уголок первозданной природы - здесь почти нет прямых линий и отсутствуют острые углы в дизайне.
А какая я стройняшка рядом с вековыми секвойями – ставшими одними из визитных карточек этого места.
Пальмы, магнолии, олеандры, пихты и кипарисы украшают Верхний Массандровский парк.
Как оказалось – не одним нам нравится погода – перед дворцом снимают кино и нам приходится ждать минут 30-40, а потом быстренько пробегать площадку между фонтаном и дворцом, потомучто сил идти в обход, как нам сначала предложили, у меня просто нет.
Но место съёмки пройдено полупробежками, а окрестности замка продолжают восхищать нас своей красотой. Мы фотографируем почти каждый шаг – вот красивейшие розы. Сотрудники музея стараются собрать те сорта, которые росли здесь при Александре III.
А это оставшиеся скульптуры. Всего их было более 30-ти, а вот сейчас сохранилось 6 – две из которых сфинксы с женскими головами.
Часть скульптурных изображений, были уничтожены по приказу людей из окружения Сталина, которые велели их убрать, опасаясь, что глумливые изображения мифологической нечисти вызовут у вождя негативные чувства. Поэтому сатиры с высунутыми языками, из пасти которых били струи воды и изливались в большие чаши, вмонтированные в стены полукруглого амфитеатра у восточного входа во дворец, были нещадно сбиты и заменены на лаконично исполненные головы львов.
"Плющ Дон Жуаном зелёным одолевает балконы..." Здесь плющ фигурно оплетает стены, но в памяти почему-то крутились именно эти строки Городницкого.
При входе в замок служительница музея, посмотрев на мою клюку, сказала, что нам не нужно одевать матерчатые тапочки, как другим туристам, потомучто местами во дворце скользкий пол и довольно крутые лестницы и, если дальше спросят, почему мы без тапочек на обуви, то мы должны сказать, что нам разрешили и объяснить эту причину. Добрые заботливые люди! Там к нам вообще очень внимательно отнеслись. Мы шли немного впереди большой экскурсионной группы и без толчеи быстренько фотографировали, стараясь внимательно рассмотреть, что успеваем – надежды на то, что я долго продержусь на ногах - не было. Но охота пуще неволи! И я топала и топала по ступенькам и залам, не уставая восхищаться великолепием дворцового ансамбля.
Керамическую плитку, расписанную в холодных голубых тонах, в цокольном этаже придумал архитектор Максимилиан Месмахер, который достраивал дворец после Эдмона Бошара и занимался его оформлением. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха.
Из прихожей мы попадаем в зал (он же - Бильярдная), где гости ожидали приёма у высочайших особ.
Великолепный камин, картины Верещагина, Бронникова, Котарбинского, Орловского, чудесную лепнину потолка – всё это хочется долго и подробно рассматривать, но за нами идёт большая экскурсия, и мы стараемся отфотографировать всё самое с нашей точки зрения интересное, пока комнаты не заполнились людьми.
Столовая царской семьи с кузнецовским фарфором и потрясающими резными буфетами задумывалась Месмахером наиболее приближённой к стилю эпохи Людовика XIII, потолок навевает воспоминания о рыцарских залах.
А огромный камин добавляет уюта, для которого, собственно и задумывались все камины, потому как во дворце было проведено водяное отопление.
И вот по той самой «опасной и скользкой» лестнице, о которой меня предупреждали заботливые работники музея, мы поднимаемся на второй этаж в приёмную Ея Величества.
Затем попадаем в гардеробную для слуг. На верхнем фото вешалка, находящаяся в этой комнате.
На нижнем кадре приёмная Его Величества с огромным шкафом, в котором видны красиво изукрашенные поздравительные адреса от Немецких Обществ Москвы и от Рижско-Латышского общества.
Вот они покрупнее.
А это генеалогическое древо и изображение членов царствующего дома Романовых, также находящихся в этой приёмной.
Продолжение следует.
Интересный факт:
Водопровод со святой водой.
Примечательно, что водой дворец снабжался (и продолжает снабжаться до сих пор) из горного источника, который протекал под средневековым греческим храмом Рождества Иоанна Предтечи. Источник назывался Ай-Ян, то есть Святой Иоанн, вода в нем считалась святой, и к роднику стекались паломники. После землетрясения 1927 года храм был полуразрушен, и его демонтировали, однако часть алтаря, из-под которого бьет родник, сохранилась до наших дней. Правда, увидеть ее нельзя – источник находится на закрытой для посещений территории госдачи № 3.
|
Комментарии:
Написать комментарийПотолки,мебель,двери.Скульптуры.Спасибо за рассказ.Жду продолжения.С Рожеством.
Насладилась величием дворца...
Держу фигу в кармане - лелею мечту самой посетить эти знаменитейшие места!
Самой вдохнуть этот воздух...попить водички, подставив кружку под струйку воды из пасти льва...
взобраться по скользкой лестнице наверх и...вообщем ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ!
Лен, тебе Спасибо! Ты огромная умница - И сама АМ, и другому дам!!!
Твою многочисленную семью и всех асиендочек поздравляю с Великим праздником!!!
И внутри меня очень заинтересовало отопление и ставни (последних не могу найти фото в этой папке)
Нужно найти фото с разных фотиков.
А отопление, как я и писала там водяное - камины только для декора и уюта. Вот, кстати, я обратила внимание на скрытые в стенах радиаторы, а под окнами не заметила, спасибо.
да, ведь этот дворец не подразумевался для постоянного проживания и тем более зимнего. Если я не ошибаюсь, то подразумевалось только летнее посещение, аля проездом, завернуть отдохнуть.
Не знаю правда или нет, но экскурсовод нам сказала, что реально дворец так и не был запущен, т.к. не подвезли посуду и еще что-то, а пока суть да дело... там и революции и... Но вроде как царская чета там отдыхала раз или два по пол дня.
мне очень понравилось разумность многих вещей.
арка у меня тоже неоднозначные ассоциации вызвала.
Но, в целом, да, значительно лучше. Как пример могу привести нашу поездку в Мраморную пещеру. Поскольку поездка была в начале января, перепад температур "улица" - "пещера" мы и не заметили. Очень комфортно было в пещере и потом выход. Представляю, как люди летом...когда на улице жара, далеко не все берут с собой кофту какую-то, в пещере замерзают, а потом выходят опять на жару... Кроме того, кроме нашей экскурсионной группы (у них по времени было, каждые 2 часа, кажется, наша группа заходила, прошлая - выходила) больше никого не было. Да и наша группа была не многочисленная.
В Воронцовском дворце нас именно поймала экскурсовод частная на входе в парк, она собрала группу в 10 человек за какие-то условные деньги и повела нас по парку... о, это была великолепная экскурсия (в том числе и потому что людей в парке было не очень много, хотя было очень тепло и цвели розы). Потом она нас завела в дворец, но там она не имела право проводить экскурсию, но это не проблема, она нам столько всего рассказала за пределами самого здания, что мы не пострадали
Собственно, Крым я видела в основном зимой и ни разу об этом не пожалела.
Я тоже люблю вот так вот спокойно, без всех этих "посмотрите направо, посмотрите налево... а сейчас быстренько в другой зал..."
А ещё в интернете есть пересказы того, о чём говорил экскурсовод, поэтому всегда можно найти эту информацию, если нужно.
Вообще мы впитывали глазами, ушами и вкусовыми рецепторами всё, что только можно успеть за это время, а подробности уже узнавали дома, когда чуток разобрались с привезённым добром, дачей и заготовками.
Тоже вариант. Зато все увидели-запечатлели. А как приятно потом дома спокойно разбирать кучу фоток... И как будто все переживать заново.