Опубликовала Руслёна
в группе Завалинка.
Легенда о красавице. По следам Балхашских легенд.
-Мама! Ты дома?
-Да, я на кухне.
Он помчался туда, откуда уже слышался запах жареной картошки. Но ему было не до этого.
-Мам, Витькин отец едет в горы и берёт Витьку с собой!
-Совсем спятил! Куда ребёнка тащит?-возмутилась мама.
-Мааам, какой ребёнок! Нам с Витькой уже по 14 лет исполнилось!
-И что? Уже взрослые стали? Подумаешь, паспорт ему дали! А попробуй-ка на работу устроиться или жениться! Я на тебя посмотрю!- мама решительно дунула на прядь волос, выбившейся из-под косынки.
-Иди руки мой. Оценки есть? Тащи дневник.
-Ну вот, то руки, то дневник. Ты бы хоть определилась, что тебе надо...-буркнул он недовольно.
-Ремня тебе дать- вот что надо! Говорливый ты мой!
Серёжка поплёлся в ванну. Подставив руки под воду, он уныло думал о том, что план его провалился даже не начавшись... Сначала он хотел сообщить о том, что едет Витька и тут же предложить свою кандидатуру ему в попутчики. Ага, сейчас! Надо ждать папу с работы... Да-да! Папа- он поможет обязательно! Серёжка повеселел и, подцепив одним пальцем сумку из коридора, пошёл обратно на кухню. Он порылся в ней, достал дневник и подал матери. Анастасия Николаевна проверила оценки и отдала его обратно. Она знала, что двоек там нет, да и тройки редко залетают, но всё равно проверяла, чтобы не расслаблялся.
Проверка закончилась, подписи все поставлены и перед Сережкой возникла тарелка со щами. Во, блин! Опять щи!
-Мааам, а можно не щи, а котлеты с картошечкой? - с надеждой в голосе спросил он.
-После щей!- категорически ответила мама, нахмурив брови. Серёжка знал, что она сердиться не умеет и хмурит брови просто так, "чтобы боялись", как она говорит. Но никто её не боится. Она красивая и весёлая. Ну, конечно, если не сильно доставать... Серёжка вздохнул. Он знал, что сегодня предстоит трудный вечер...
Вечером он еле дождался прихода отца и, пока тот умывался и мыл руки, сидел на краешке ванны позади него и излагал свою просьбу.
-Понимаешь, они едут на месяц в горы. Дядя Вася едет работать, искать там чего-то, а нас берёт, чтобы мы пожили в палатках, научились разводить костры, мы даже варить будем сами! Иногда...- Серёжка заглядывает отцу через плечо- как он там, слушает или за умыванием ничего так и не услышал?
Отец взял полотенце и, вытираясь, покосился на Серёжу. Он уже знал о поездке от самого Василия Даниловича, отца Витьки, геолога-разведчика по профессии. Они давно это всё обговорили, надо было только уломать маму, которая никак не соглашалась с тем, что сыночек уже вымахал выше её на целую голову.
-Я, Серёга, не против, я только "за"! Я тебе уже даже и рюкзак купил со спальным мешком...-доверительно сказал он, понизив голос.-Вот только... как быть с мамой?
Не смотря на то, что она была весёлая и красивая, она могла быть очень тверда и мало что могло её переубедить, если она на чём-то будет сильно настаивать.
-Что ж, пойдём, будем проводить профилактические беседы!-весело сказал папа. Класс! Серёжка остался доволен своим папкой! Надо же! И рюкзак, и спальник купил, а ему ничего не сказал! Где он их хранит, интересно? Серёжка ушёл в комнату и уселся на подлокотник кресла, вытянув шею, чтобы лучше слышать, что там будет- на кухне.
Сначала разговор шёл тихо, мирно, говорили о папиной работе. Бумаги, чертежи, скукота... Ему стало скучно и из-за этого чуть не прозевал разговора о главном. Впрочем, он бы не смог этого сделать, даже если бы очень захотел! Мама была просто в гневе!
-Чтоооо? Чтобы Серёжа поехал в тайгу? Ты с ума сошёл! Едут Колосовы- и пусть себе едут! Это их дело! Сергея- не пущу! Там медведи, непроходимая чаща! Комары, в конце концов! Помнишь, позапрошлым летом, как его раздуло от укусов? Даже температура поднялась!
-У них будут накомарники. Василий каждое лето ездит в тайгу- ни разу не приехал с распухшей физиономией,-улыбнулся отец. - И не одни они там будут. Всегда кто-то из взрослых будет оставаться с ребятами.
-А кто им еду готовить будет? Что они там будут есть? Тушёнку? Консервы??? Чтобы он испортил желудок на всю жизнь??? НЕТ!
Папа вздохнул, взял стакан чаю и пошёл с ним в комнату, помешивая ложечкой на ходу. У него стакан был, как в поезде, в подстаканнике. Папа говорил, что такие раньше были, практически, у всех, а теперь большая редкость, только в поездах. Он уселся в кресло, на котором ютился Сережка и подмигнул приунывшему сыну. -
-Не дрейфь. Что-нибудь придумаем!
Придумалось быстрее, чем они ожидали. Зазвонил телефон. Это был Колосов- старший.
-Слушаю!.. Да ты что??? А куда он подевался? -папа повернулся к сыну:-У них
повар заболел, ехать не может. А что у него? С сердцем что-то? Даааа... Вот ведь оказия какая...
Мама сидела на кухне и размышляла. Когда на неё не давили, она начинала логически всё расставлять "по полочкам". Сначала она всё ещё кипятилась, вспоминая, что сын её без неё никуда никогда не ездил. А ездили они только на дачу ну и на море. А тут такое! В горы! Или в тайгу? Да ну их, запутали... Её думы прервал звонок.
Анастасия Николаевна прислушалась. Что там случилось? Ого! повара нет, заболел! Ещё того не лучше! Нееет, никуда Серёжка не поедет! Как он там на сухомятке жить будет? Мама прислушалась к разговору.
-Ладно, Вась, поищу, поспрашиваю, кто хочет отпуск провести в тайге. В нашей столовой и спрошу. А у тебя нет никого на примете? Нет? Ну ладно, пока, будем держать руку на пульсе!-папа положил трубку.
-Хм, завтра спрошу в столовке, может, кто согласится. Человек проведёт отпуск на природе, а ему ещё за него и заплатят! Просто блеск!-сказал он Серёжке.
Папа был уверен, что от такого предложения только дурак откажется.
А Анастасия Николаевна задумалась. Она готовит не хуже заправских поваров, а то и лучше! Потому что для своих, любимых. Она бывала в лесу, только давно, в молодости, в школьных походах. В памяти остались марш-броски с рюкзаками по лесной тропе с песнями, шутками. Хоть и уставали, но всё равно было здорово! Потом палатки, которые любезно помогали устанавливать мальчишки и физрук, костры, искры до самых звёзд. Эээх!!! Она решительно тряхнула головой, забыв, что ещё в косынке и торчит только прядка, а не вся копна волос и направилась в комнату.
- Не надо никого искать! Считай, что вам крупно повезло и вы нашли повара!
Папа от неожиданности чуть не выронил стакан. А Серёжка просто обалдел от радости! У него реакция на хорошие новости была быстрее!))
-Мааама! Я тебя просто обожаю! - он обхватил маму и попытался с ней покружиться.
II
Так как мама панически боялась самолётов, то она и Серёжа поехали поездом - заранее, дней за 8, а остальные вылетят самолётом попозже. Чтобы Серёжке не было скучно, Витьку взяли с собой. Витька на самолётах уже летал и не раз, поэтому с удовольствием согласился поехать с Серёжкой и его мамой на поезде.
- На природу посмотрите в окошке. Что вы в Москве видите? Что за природа во дворе? Одно безобразие! И с самолёта тоже одни облака и ничего больше, - говорила в пользу поездки Анастасия Николаевна.
С ними вместе ехал старый проводник экспедиции - Павел Сергеевич, которого все звали дядя Паша. Так что купе было занято полностью своими и это обстоятельство очень радовало Анастасию Николаевну.
Она весело носилась с тряпкой по вагону, протирая всё, что можно протереть и внутри, и снаружи. Через пятнадцать минут такой уборки всё сияло небывалой чистотой. Так, по крайней мере, казалось ей самой. Напевая песенку, она уже колдовала над сумками с провизией, доставала пакеты, пакетики и кулёчки. Сразу запахло разнообразными запахами - тут и курица, и колбаса, и огурцы, и зелень. Она разложила то, что будет съедено немедленно, на столик, а остальное убрала обратно, пытаясь найти самое прохладное место.
Поезд уже стучал колёсами вовсю и ребята сидели, приплюснув носы к стёклам. Сначала ещё городские постройки шли, потом подмосковные, а вскоре пошла лесополоса и они с удивлением смотрели на это море зелени!
- Смотри, какое дерево!
- Где?
- Да уже проехали!
- Вон, вон сосна, смотри!
Они вертели головами, пытаясь увидеть всё, что пролетало за окнами, в общем, впечатлений на первый день хватило! Мама позвала к столу и они с удовольствием набросились на еду, как будто не ели как минимум три дня!
Дядя Паша на всю суету Анастасии Николаевны смотрел прищурившись, из-под толстых бровей, и она не могла понять - одобряет или, наоборот, ему не нравится вся эта возня. Но к столу тоже присел и поел вместе со всеми.
Она его несколько побаивалась. На вид совершенно морской волк, только без тельняшки и трубки. Витя его не боялся нисколько, всё время приставал с расспросами, что там будет да как, будет ли речка, как называются горы. Он сначала отмалчивался, потом не выдержал:
- Ну что ты торопыга такой? Ещё не вечер. Вот закончим все дела перед сном, тогда я вам всё и расскажу...
Прозвучало это как-то очень интригующе и таинственно. Даже Анастасия Николаевна заинтересовалась и стала ждать, когда все улягутся по полкам.
Наконец, все наелись, умылись на ночь и мальчишки были загнаны на полки. В этот раз маму даже просить не надо было, чтобы Серёжке лечь наверху- она не стала при дяде Паше сильно уж его опекать. Наконец, все угомонились и дядя Паша начал рассказывать.
- Эти горы появились посреди тайги совершенно непонятно откуда. У их вершин странные формы - нет ни одной простой, что-то интересное есть у каждой. Да их так и называют - "Черепаха", "Сундук", скала "Гриб", скала "Чеченская шапка" и самая высокая вершина - "Пик". С высоты, когда летишь на вертолёте, создаётся впечатление, что кто-то очень большой бежал по тайге ( а может, тогда и тайги не было?) и в спешке по очереди терял свои вещи - вот выпала черепаха - у неё очень симпатичный панцирь сверху, а там выронили сундук с вещами... Вон и шапка валяется...
И много разных пещер есть в этих горах... и тоже - у каждой название.
Между скал есть такие впадины - чаши, одни выше, одни ниже.
Во влажный сезон здесь образуются каскады - вода переливается из одной чаши в другую, расположенную ниже и так далее по склону... И почти всегда для животных, да и для людей, которые, как мы, геологи, забредаем сюда, есть вода.
Во одной из пещер, по местной легенде, укрылся от разбойников старый мудрец, пророк, и, умирая от жажды взмолился к всевышнему и тот услышал Бека - так появился источник в пещере. С тех пор горы называются - Бек-тау.
По преданию, женщины, не имевшие детей, приходили ночевать в эту пещеру. Все, кто просил помощи, получали ее. Поэтому, в народе назвали эту пещеру Аулие - священной. В глубине ее находится небольшое озеро. Недалеко от пещеры, на этой же горе, имеется каменное изваяние, напоминающее длинную змею. Его так и назвали - Каменная змея, забыл, как будет на местном наречии. Женщины, просившие богов послать им детей и ночевавшие в пещере, должны были обязательно посидеть на этой змее…
Из этого озера вытекает небольшой источник пресной воды - он считается святым, целебным. Именно к нему и идут люди - кто от болезней исцелиться, кто детей вымолить... Но находится эта пещера очень высоко, стена почти горизонтальная, не все могут подняться наверх. Вокруг огромные камни, валуны, а перед пещерой, перед входом - ровная площадка, как будто её специально кто-то раскатывал и ровнял.
Голос дяди Паши стал куда-то пропадать, всё дальше и дальше... А Серёжка поднимался по отвесной скале всё выше и выше... Вот соскользнула нога, руки очень устали и уже не могли подтаскивать уставшее тело... Камни из-под ног со грохотом скатывались вниз. Какой-то знакомый стук... Тук-тук-тук... Тук-тук-тук...
Чудесным образом Сергей оказался на ровной, почти отполированной площадке... А вон и вход в пещеру! Он такой большой и таинственный... А в глубине кто-то стоит и манит его рукой... Но почему рука не старческая, как у Бека, а наоборот, совсем молодая и тонкая, а на запястье нитка золотая с каменьями большими и разноцветными?.. Серёга пошёл туда, хотел спросить, а где же старец Бек, но не успел, неловко повернулся и свалился вниз.
Проснулся он от смеха и от того, что мама трясла его за плечи:
- Серёжа! Серёжа! Ты не ушибся?
Он открыл глаза и увидел себя на полу. Ага, типа с горы свалился! Ничего он не ушиб и не сломал, как завернулся в одеяло, так в нём и скатился.
Сели завтракать и он рассказал про свой сон.
- Ого! Что за красотка там тебя зазывала? Дядя Паша, ты нам не рассказывал про красавиц из пещер!
Дядя Паша смотрел на Серёжку с большим удивлением.
- А ты и правда ничего раньше об этом не слышал? Может, отец что рассказывал?
- Нет, от вас первый раз, - удивился в свою очередь Серёжка.
- Там есть ещё одна легенда плюс к этой. Как будто пряталась в этой пещере молодая женщина от преследований изверга мужа, будучи уже беременной, там и родила девочку, назвала... опять забыл это местное название, по-русски будет Луноликая, потому что ночью родила и в этот момент в отверстие в потолке пещеры как раз луна проглядывала и свет упал на лицо девочки. Мамаша умерла вскоре, а девочка так в пещере и выросла одна, ну, как вроде старец Бек её под свою опеку взял. И выйдет наружу только если найдётся ей в пару молодой и смелый человек.
Вот вы смеётесь, а уже не один парень сгинул в этой пещере, разыскивая её. Очень уж им хотелось на неё посмотреть.
Анастасия Николаевна нахмурилась. Этого ещё не хватало! Вот чувствовала она, что не надо было ехать в этот лес! Она метнула взглядом в Серёгу и тот спиной почувствовал, как он прожёг его рубашку.
- Да я и не собираюсь таскаться по горам! Нафиг они мне сдались! Я буду помогать геологам!
А поезд всё мчался и мчался, и загадочные горы с их пещерами всё ближе и ближе...
III
Приехали они рано утром, только-только рассвет занимался. Выгрузили вещи на платформу и стояли, ёжась от утренней прохлады, ещё сонные, ждали, что кто-то, как было обещано, приедет и заберёт их.
Не прошло и 15 минут, как ребята услышали дробный топот по платформе и подбежали трое парней, все здоровые, молодые и весёлые. Они похватали вещи - огромные рюкзаки за спину, сумки в руки и пошагали к машине, которая ждала их за вокзалом. Анастасия с мальчишками еле поспевали за ними, тем более, что тоже были с вещами, мама ни за что не рассталась бы со своим саквояжем, да и ребята свои рюкзаки сами тащили. Дядя Паша шёл размеренным шагом, как будто и не торопясь, а ни на шаг не отставал от парней. И Серёжка в очередной раз про себя восхитился им.
Уазик был грязный донельзя и мама поморщилась. Но делать было нечего, они забрались на заднее сиденье, дядя Паша сел с водителем, а не поместившиеся парни куда-то убежали, крикнув - "до встречи!"
Городишко, который они проезжали, был не очень красив, только парочка старинных зданий привлекли внимание Сергея с Витьком, но вскоре тряска и недосып сделали своё дело и они, повалившись друг на друга, уже спали, посапывая и шлёпая по-детски губами.
Анастасия смотрела на них, смахивала с глаз чёлки, вспоминала всякие разности, которые приключались с мальчишками с самого детства.
И, что характерно, всякий раз заводилой был Витя. То они залезли на чужую голубятню и выпустили всех голубей! Ух, хозяин орааал! Она думала, что он побьёт их всех - и мальчишек, и родителей! А потом голуби благополучно вернулись все домой и он успокоился. Но мальчишки навсегда разлюбили голубей как вид разведения. На вопрос, зачем же они это сделали, Витя ответил, что жалко их стало, погода хорошая, а им так тесно было! А вот ещё рыбки - она сама купила их, а муж приволок огромный аквариум. Наполнили его водой, пустили рыбок - двух гуппи и двух телескопов. Всё было в комплекте - подсветка, камешки, водоросли и даже зАмок подводный! Через неделю рыбки загадочно исчезли.. Как оказалось, Витя приносил своего кота - посмотреть на рыбок - он ведь никогда их не видел...
Анастасия не орала, как тот голубятник, она вообще против того, чтобы поднимать голос на детей - всегда можно договориться с ребёнком! Но Витя очень выпрашивал... Ей иногда было так трудно себя сдерживать, но она всякий раз объясняла, раскладывала их поступки по полочкам и, кажется, что-то они (Витя!) начинали понимать. Что её сын ВСЁ понимает и никогда так не сделает, не будь рядом Вити, она даже не сомневалась.
Ехали часа два, наверное. Она не засекала время, но так показалось. Наконец, куда-то приехали. Это был крохотный аэродром с одной взлётной полосой. Но самолётов не было, стоял только вертолёт, который при их появлении начал медленно крутить свои винты. Анастасия пришла в ужас! Мама дорогая! Она шла к "вертушке" на ватных ногах, но не показывала вида, что ей страшно. Не могла же она показывать сыну, что трусит. Сзади налетели не поместившиеся парни, они ехали следом на другой машине. Похватали вещи и бегом помчались к вертолёту.
Наконец, все погрузились, вещи были закинуты и вертолёт поднялся в воздух. Серёжка искоса смотрел на маму. Он-то знал, как она боится! Мама сидела с плотно сжатыми губами, с побледневшим лицом и он уже стал бояться, что ей станет плохо. Мальчик подсел к ней поближе, прислонился плечом и взял маму за руку. Анастасия сразу воспрянула. Она приняла это не как заботу о себе, а как то, что она всё ещё нужна сыну, что это он нуждается в её заботе. Это чувство сразу вытеснило всякий страх, и она летела дальше совершенно успокоенная. Даже смеялась шуткам попутчиков. Ну и весёлые ребята попались! Она и половины не слышала того, что они говорили, из-за шума вертолётного, но они так все заразительно и громко смеялись, что она невольно смеялась вместе со всеми.
Полёт продолжался минут сорок. Снизу было всё зелено от бескрайнего моря деревьев. Вспомнилась песня из детства: "Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги!" Да, по-другому и не скажешь...
Начали снижаться, как ей показалось, прямо на деревья, и ей опять стало страшно. Но всё прошло как нельзя лучше - лётчик не первый раз здесь высаживал геологов, поэтому посадил машину мастерски. Все дружно повыпрыгивали на землю, следом полетели вещи, парни их перехватывали и складывали в пирамиду у кромки леса. Вертолёт улетел... "Он улетел... но обещал вернуться..."
Теперь главным стал дядя Паша. Пока разгружали вещи, он соорудил всем палки, вещи нагрузили на всех - только маме, как женщине, достался мизер, и отряд двинулся в путь. Шли долго, через тайгу, по ручьям, сквозь заросли.
Комары неистовствовали, но мази типа "Гвоздики" и пшикалки, хоть ненадолго, но помогали. Палки пригодились не один раз - и ветки раздвигать, и по болотцу когда шли - тоже. Анастасия уже не раз пожалела о своём опрометчивом поступке - надо же было так вляпаться! Но шла молча. Ей даже интересно стало, как дойдут мальчишки. Ну, Витя не раз уже был здесь, а вот Серёжа! Она посматривала на него и ничего, кроме искреннего интереса к окружающему, не видела. Молодец!
Когда уставали, дядя Паша объявлял привал, разжигали костёр, грели чай из трав, перекусывали и шли дальше. К вечеру набрели на избушку. Анастасия очень обрадовалась, она подумала, что это конец пути. Наивная! Здесь они только переночевали. В избе была печь и одна лежанка типа кровати. На ней спала только мама. Остальные на полу и на печи. Ей начинало нравиться в этом "походе"!
|
Комментарии:
Написать комментарий