Долгая история
Подзаголовок: "как я облажался".
Предупреждаю: а) "многа букафф" ; б) сюжет насквозь книжный, любители реала могут быть огорчены.
Ну и "быстрые разумом Невтоны" уже, возможно, смекнули, что сия повесть связана с некоторым недовольством моим "умничанием" и стремлением донести свою точку зрения. Каковое недовольство высказано ( и не высказано) в комментах к https://www.asienda.ru/post/39424/#com1883243
А теперь, после всех реверансов и экивоков,
"Друзья, садитесь у огня, послушайте рассказ,
Хоть вы не знаете меня, а я не знаю вас..." (С)
Одним из бестселлеров моего детства была книжечка "Земля Соленых Скал". Мало того, что она чрезвычайно занимательна и прекрасно написана, так и история её появления выглядела экстраординарной!
Оная история такова: в начале 20-го века царские сатрапы сослали молоденькую революционерку польского происхождения, Станиславу Суплатович, аж на Чукотку.
Та ( революционерка, а не Чукотка) томиться в неволе не стала, а сбежала из ссылки через Берингов пролив с помощью местных жителей.
На том берегу ей повезло меньше: нанятые проводники от неё сбежали и по пути к цивилизованным местам она заплуталась в лесах приполярной Канады, где на неё наткнулись индейцы из последнего свободного племени континента, не имеющие никаких контактов с белыми.
Помирающую от голода и холода девушку спасли, её взял в жены вождь ( ну конечно! ) племени и она жила с ним долго и относительно счастливо, родив трех деток.
Племя успешно отбивалось от попыток загнать его в резервацию до 30-х годов, когда от попавших в племя белых трапперов, Станислава узнала, что Польша давно стала независимой страной.
Муженек её отпустил посмотреть на эдакую диковину и она вместе с младшим сыном по имени Длинное Перо ( Сат-Ок) aka Станислав, добралась сперва до цивилизованной части Канады. а затем и до Европы.
В Польше хорошего было немного: многие близкие уже умерли, а здравствующие не очень обрадовались воскресению из мертвых родственницы. Межвоенная независимая Польша тоже Государство Солнца напоминала мало.
Станислава с сыном, которому было около 18 лет, засобирались обратно в Америку, но началась война со всеми вытекающими последствиями.
Суплатовичей немцы не сразу, но арестовали. Мать за былую революционную деятельность. а сына - как человека низшей расы.
По дороге в концлагерь ему удалось бежать, он с товарищами по побегу добрался до партизан и в составе просоветского отряда геройски провоевал всю войну.
После войны к индейской родне он не вернулся, пошел служить в торговый флот, а между делом пописывал книги на материале своей канадской юности, ну и вел всякую общественную деятельность...
Да, мать тоже уцелела в лагере, дожив в социалистической Польше до весьма преклонных лет.
Повторяю, книга была очень талантливой и интересной, оставляла в своем жанре позади даже Купера, не говоря о Майн Риде, хотя не дотягивала до Джемса Вилларда Шульца.
Я её нередко перелистывал и во взрослые года, деткам давал читать. И ничего не торкнуло! Ну разве мелькало иногда чувство, что с этим побегом через пролив что-то не так... Но в конце концов, никакого значения в моей жизни это не имело.
Вскоре после знакомства с интернетом, то есть на 6-м десятке, наткнулся я в сети на упоминание Сат-Ока. Что примечательно, там его имя и творчество связывалось с именами самых уважаемых мною литераторов: Ивана Ефремова и Дж. Р. Р. Толкина, а ещё там и Марию Семенову приплели, тоже писателя не из последних.
Но это к делу не относится, суть в том что по всяким ссылкам и комментам я вышел в ЖЖ Михаила Кречмара, охотоведа, ученого, писателя, специалиста по многим вещам и явлениям, включая выживание в дикой природе и биологию крупных хищников Палеарктики.
Тогда в журнале этом недавно закончилась дискуссия о Сат-Оке.
Собственно дискуссией её назвать трудно: Михаил Арсеньевич хладнокровно и аргументированно громил любимую сказку моей юности, как дважды два доказывая её полную несостоятельность.
Увы, после этого нельзя было не признать, что все написанное Сат-Оком и его биографами, в том числе и советскими - полная лажа и из автора такой же индеец, как из меня негр.
Пуще всего было обидно, что меня по сути ткнули в некритичность моего же мышления.
Ну как я мог не заметить столь многочисленных и явных несообразностей?
1) Никогда не была Чукотка местом ссылки. Все ссыльнопоселенцы размещались тогдашним аналогом ГУИН гораздо западней и южнее.
И все беглецы с царской каторги, включая Иосифа Виссарионовича, драпали прямиком в европейскую часть страны, в крайнем случае в Японию.
2) Совершенно непонятно, почему пани Суплатович со сравнительно обжитого побережья Аляски ломанулась вглубь материка, где в ту пору только остатки поселков золотоискателей догнивали.
3) Ещё более непонятно, как ей, не будучи по крайней мере подготовленным туристом-экстремалом, удалось практически в одиночку отмахать в этом направлении несколько сотен. а как бы и не за тысячу км, преодолев необитаемые хребты в верховьях Юкона.
4) Главное: не было в ту пору в Северной Америке индейских племен, не имевших тесных контактов с белыми! Все без исключения аборигены давно и широко торговали с бледнолицыми, пользовались металлической посудой, огнестрельным оружием и фабричными тканями.
Сат-Ок же рисует в своих повестях картину уклада жизни соответствующую даже не 19-му, а 18-му веку, с луками и томагавками.
5) Жизнь же эта разворачивается в пейзажах соответствующих никак не северу Канады, а гораздо южным местам: Монтане там или Вайомингу.
Место действия в книгах названо: бассейн реки Маккензи. По свидетельству Кречмара, который долгое время там работал, это темнохвойная и тонкоствольная тайга, заболоченная и захламленная, с удручающе низкой биологической продуктивностью.
И никто из её немногочисленного и непостоянного населения никогда не пытался даже содержать там описываемых у Сат-Ока лошадей. Ибо в тех местах существование сих благородных животных немыслимо без постоянного подвоза фуража, с чем у индейцев всегда и везде были проблемы.
6) В Канаде никогда не пытались загонять индейцев в резервации за полным отсутствием последних. Да и на юге, в Штатах, в описываемое время все связанные с этим драмы остались в далеком прошлом.
Вообще в Канаде расовая дискриминация на официальном уровне не существовала практически никогда, если не считать таковой запрет на продажу спиртного в районах с высоким уровнем коренного населения.
7) Племя шауни, в которое якобы попала Станислава, хотя и было некогда изгнано со своей родины, но так далеко на север никогда не забиралось. Это достаточно известный и многочисленный народ, давший миру борца за свободу ( и по совместительству генерала английских войск) Текумсе, его история хорошо задокументирована.
Кроме того Сат-Ок чаще называет родное племя "шеванезами", а это или сколь-нибудь похожее название неизвестно индеанистике ни в качестве самостоятельного, ни в качестве синонима...
Это дай бог четверть всех аргументов "contra" от Михаила Арсеньевича Кречмара. Прочие более частные, но не менее убедительные, касаются в основном биологии и вопросов описанного в книге индейского быта.
Остается вопрос: зачем все это было? А вот сие так и пребывает во мраке неведения Станислав Суплатович действительно партизанил, имел государственные награды, служил во флоте...
Но вот видимо захотелось ещё и известности. Которую он создал, нельзя не признать, довольно талантливо.
К тому же эпопея эта вполне укладывается в национальный менталитет.
Как отмечал один наш писатель, имеющий кстати, явственные польские корни, у поляков есть способность появляться в самых неожиданных местах.
Воевал же их Костюшко за независимость Соединенных Штатов, а единственным бомбардировщиком сепаратистского государства Биафра во время гражданской войны в Нигерии управлял тип по кличке "чокнутый поляк".
Ну и конечно Мауриций Бенёвский, который действительно бежал из царской ссылки, только не с Чукотки, а с Камчатки, угнав целый корабль и став потом ненадолго королем Мадагаскара...
Предупреждаю: а) "многа букафф" ; б) сюжет насквозь книжный, любители реала могут быть огорчены.
Ну и "быстрые разумом Невтоны" уже, возможно, смекнули, что сия повесть связана с некоторым недовольством моим "умничанием" и стремлением донести свою точку зрения. Каковое недовольство высказано ( и не высказано) в комментах к https://www.asienda.ru/post/39424/#com1883243
А теперь, после всех реверансов и экивоков,
"Друзья, садитесь у огня, послушайте рассказ,
Хоть вы не знаете меня, а я не знаю вас..." (С)
Одним из бестселлеров моего детства была книжечка "Земля Соленых Скал". Мало того, что она чрезвычайно занимательна и прекрасно написана, так и история её появления выглядела экстраординарной!
Оная история такова: в начале 20-го века царские сатрапы сослали молоденькую революционерку польского происхождения, Станиславу Суплатович, аж на Чукотку.
Та ( революционерка, а не Чукотка) томиться в неволе не стала, а сбежала из ссылки через Берингов пролив с помощью местных жителей.
На том берегу ей повезло меньше: нанятые проводники от неё сбежали и по пути к цивилизованным местам она заплуталась в лесах приполярной Канады, где на неё наткнулись индейцы из последнего свободного племени континента, не имеющие никаких контактов с белыми.
Помирающую от голода и холода девушку спасли, её взял в жены вождь ( ну конечно! ) племени и она жила с ним долго и относительно счастливо, родив трех деток.
Племя успешно отбивалось от попыток загнать его в резервацию до 30-х годов, когда от попавших в племя белых трапперов, Станислава узнала, что Польша давно стала независимой страной.
Муженек её отпустил посмотреть на эдакую диковину и она вместе с младшим сыном по имени Длинное Перо ( Сат-Ок) aka Станислав, добралась сперва до цивилизованной части Канады. а затем и до Европы.
В Польше хорошего было немного: многие близкие уже умерли, а здравствующие не очень обрадовались воскресению из мертвых родственницы. Межвоенная независимая Польша тоже Государство Солнца напоминала мало.
Станислава с сыном, которому было около 18 лет, засобирались обратно в Америку, но началась война со всеми вытекающими последствиями.
Суплатовичей немцы не сразу, но арестовали. Мать за былую революционную деятельность. а сына - как человека низшей расы.
По дороге в концлагерь ему удалось бежать, он с товарищами по побегу добрался до партизан и в составе просоветского отряда геройски провоевал всю войну.
После войны к индейской родне он не вернулся, пошел служить в торговый флот, а между делом пописывал книги на материале своей канадской юности, ну и вел всякую общественную деятельность...
Да, мать тоже уцелела в лагере, дожив в социалистической Польше до весьма преклонных лет.
Повторяю, книга была очень талантливой и интересной, оставляла в своем жанре позади даже Купера, не говоря о Майн Риде, хотя не дотягивала до Джемса Вилларда Шульца.
Я её нередко перелистывал и во взрослые года, деткам давал читать. И ничего не торкнуло! Ну разве мелькало иногда чувство, что с этим побегом через пролив что-то не так... Но в конце концов, никакого значения в моей жизни это не имело.
Вскоре после знакомства с интернетом, то есть на 6-м десятке, наткнулся я в сети на упоминание Сат-Ока. Что примечательно, там его имя и творчество связывалось с именами самых уважаемых мною литераторов: Ивана Ефремова и Дж. Р. Р. Толкина, а ещё там и Марию Семенову приплели, тоже писателя не из последних.
Но это к делу не относится, суть в том что по всяким ссылкам и комментам я вышел в ЖЖ Михаила Кречмара, охотоведа, ученого, писателя, специалиста по многим вещам и явлениям, включая выживание в дикой природе и биологию крупных хищников Палеарктики.
Тогда в журнале этом недавно закончилась дискуссия о Сат-Оке.
Собственно дискуссией её назвать трудно: Михаил Арсеньевич хладнокровно и аргументированно громил любимую сказку моей юности, как дважды два доказывая её полную несостоятельность.
Увы, после этого нельзя было не признать, что все написанное Сат-Оком и его биографами, в том числе и советскими - полная лажа и из автора такой же индеец, как из меня негр.
Пуще всего было обидно, что меня по сути ткнули в некритичность моего же мышления.
Ну как я мог не заметить столь многочисленных и явных несообразностей?
1) Никогда не была Чукотка местом ссылки. Все ссыльнопоселенцы размещались тогдашним аналогом ГУИН гораздо западней и южнее.
И все беглецы с царской каторги, включая Иосифа Виссарионовича, драпали прямиком в европейскую часть страны, в крайнем случае в Японию.
2) Совершенно непонятно, почему пани Суплатович со сравнительно обжитого побережья Аляски ломанулась вглубь материка, где в ту пору только остатки поселков золотоискателей догнивали.
3) Ещё более непонятно, как ей, не будучи по крайней мере подготовленным туристом-экстремалом, удалось практически в одиночку отмахать в этом направлении несколько сотен. а как бы и не за тысячу км, преодолев необитаемые хребты в верховьях Юкона.
4) Главное: не было в ту пору в Северной Америке индейских племен, не имевших тесных контактов с белыми! Все без исключения аборигены давно и широко торговали с бледнолицыми, пользовались металлической посудой, огнестрельным оружием и фабричными тканями.
Сат-Ок же рисует в своих повестях картину уклада жизни соответствующую даже не 19-му, а 18-му веку, с луками и томагавками.
5) Жизнь же эта разворачивается в пейзажах соответствующих никак не северу Канады, а гораздо южным местам: Монтане там или Вайомингу.
Место действия в книгах названо: бассейн реки Маккензи. По свидетельству Кречмара, который долгое время там работал, это темнохвойная и тонкоствольная тайга, заболоченная и захламленная, с удручающе низкой биологической продуктивностью.
И никто из её немногочисленного и непостоянного населения никогда не пытался даже содержать там описываемых у Сат-Ока лошадей. Ибо в тех местах существование сих благородных животных немыслимо без постоянного подвоза фуража, с чем у индейцев всегда и везде были проблемы.
6) В Канаде никогда не пытались загонять индейцев в резервации за полным отсутствием последних. Да и на юге, в Штатах, в описываемое время все связанные с этим драмы остались в далеком прошлом.
Вообще в Канаде расовая дискриминация на официальном уровне не существовала практически никогда, если не считать таковой запрет на продажу спиртного в районах с высоким уровнем коренного населения.
7) Племя шауни, в которое якобы попала Станислава, хотя и было некогда изгнано со своей родины, но так далеко на север никогда не забиралось. Это достаточно известный и многочисленный народ, давший миру борца за свободу ( и по совместительству генерала английских войск) Текумсе, его история хорошо задокументирована.
Кроме того Сат-Ок чаще называет родное племя "шеванезами", а это или сколь-нибудь похожее название неизвестно индеанистике ни в качестве самостоятельного, ни в качестве синонима...
Это дай бог четверть всех аргументов "contra" от Михаила Арсеньевича Кречмара. Прочие более частные, но не менее убедительные, касаются в основном биологии и вопросов описанного в книге индейского быта.
Остается вопрос: зачем все это было? А вот сие так и пребывает во мраке неведения Станислав Суплатович действительно партизанил, имел государственные награды, служил во флоте...
Но вот видимо захотелось ещё и известности. Которую он создал, нельзя не признать, довольно талантливо.
К тому же эпопея эта вполне укладывается в национальный менталитет.
Как отмечал один наш писатель, имеющий кстати, явственные польские корни, у поляков есть способность появляться в самых неожиданных местах.
Воевал же их Костюшко за независимость Соединенных Штатов, а единственным бомбардировщиком сепаратистского государства Биафра во время гражданской войны в Нигерии управлял тип по кличке "чокнутый поляк".
Ну и конечно Мауриций Бенёвский, который действительно бежал из царской ссылки, только не с Чукотки, а с Камчатки, угнав целый корабль и став потом ненадолго королем Мадагаскара...
|
Последние читатели: |
Комментарии:
Написать комментарийЖду дальнейших постов, слог у Вас отличный, да и пишите интересно.
показать текст комментария
показать текст комментария
Я никого никогда в черный список не вносил и не собираюсь это делать впредь!
Сейчас разберусь, может где-нибудь не то нажал.
показать текст комментария
показать текст комментария
показать текст комментария
показать текст комментария
показать текст комментария
Обидеть меня , да ещё в интернете могут не только лишь все.
А точнее мало кто, только очень близкие люди. Такое увы. случалось.
Так что спасибо на добром слове, не беспокойтесь за мое душевное равновесие!
Они появились раньше китайских и отличаются качеством.
Догадываюсь. что в стремлении все объяснить досконально, впадаю в велеречивость, есть грешок.
Но я, увы, не имею не только филологического, но и вообще какого-либо специального образования.
Кстати, есть в инете "секта свидетелей Сат-Ока". Не то что организация, а довольно сплоченная группа, считающая все написанное Суплатовичем и его доброхотами-биографами непреложной истиной.
Михаил Арсеньевич Кречмар у них враг номер один, форменный аццкой сотона.
Про Кречмара слышала и читала, недавно, кстати. Когда тигр у нас обнаружился прямо в городе - дорогу переходил. Подруга- журналист с ним общается, взяла у него интервью по этому поводу. Умный, профессионал. Думаю, он историю с Суплатовичем изучил хорошо. Я далека от этого всего и не географ ни разу - в анамнезе Купер и Майн Рид, не считая Джека Лондона - но и уменя возникли вопросы про индейцев в приполярной Канаде, а уж про полячку, туда дошедшую (зачем???), тем паче.
Историей Северной Америки он интересовался весьма глубоко, а про аналогичный американскому фронтиру процесс завоевания Сибири написал "Сибирскую книгу".
Главное же - он очень трезвомыслящий человек, не падкий на сенсации и не склонный их создавать.
Про "обиды" я тут в комментах уже писал. трудно меня обидеть, да ещё в интернете, да ещё по делу.
Сам знаю, что я не червонец...
Вот тот проявил лучшие качества ученого !
Очень примечательный и достойный человек, Михаил Арсеньевич! Я удивляюсь. как у человека столь далекого от меня по всем параметрам( мышление, образование, род деятельности, биография, увлечения) находится столько точек пересечения со мной.
Читаю его журнал с интересом и наслаждением.