Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта
Опубликовала shitikova1973 в группе Беседка «Дачная жизнь»

Знакомимся с творчеством Валентина Александровича Серова.

Знакомимся с творчеством Валентина Александровича Серова.
Серов Валентин Александрович (1865— 1911), живописец.
Родился 19 января 1865 г. в Петербурге. Сын композитора Александра Николаевича Серова.
Учился живописи в Германии, брал уроки у И. Е. Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал П. П. Чистяков. Дружил с М. А. Врубелем и А. И. Куинджи, оказавшими на него значительное влияние, входил в абрамцевский кружок художников.
В ранних картинах («Девочка с персиками», 1887 г.; «Девушка, освещенная солнцем», 1888 г.) и пейзажах ( «Пруд в Абрамцеве», 1888 г.; «Октябрь. Домотканово», 1895 г.) Серову удалось передать радостное, светлое ощущение мира, красоту природы. В раскрытии портретных образов он умело использует жест, позу, внешний облик человека, его манеру держаться («Дети», 1889 г.; «Мика Морозов», 1901 г.; «Остроухое», 1902 г.).
Со временем манера письма становится иной. Художник уделяет меньше внимания деталям, многоцветность его полотен уступает место сдержанным, мягким серовато-коричневым оттенкам.
В 90-х гг. Серов обращается к изображению писателей, учёных, артистов, художников. Им созданы портреты К. А. Коровина, Н. С. Лескова, И. И. Левитана, Н. А. Римского-Корсакова, М Горького, М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, Т. П. Карсавиной, царя Николая II.
В начале XX в. Серов был тесно связан с творческим объединением «Мир искусства». Во время революции 1905—1907 гг. он выразил своё возмущение действиями властей в серии сатирических рисунков и ушёл из Академии художеств.
В последние годы Серова увлекли исторические и мифологические темы. В картине «Пётр I» (1907 г.) художник дал один из самых запоминающихся образов царя — преобразователя России. Яркое впечатление оставляет работа «Похищение Европы» (1910 г.).
Умер 5 декабря 1911 г. в Москве.



Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888
Эксперименты со светом – любимое занятие импрессионистов. Серов не исключение. Именно свет – главный герой этой картины.

В тени дерева отдыхает молодая девушка. Лучи солнца, сначала долго блуждали по густой кроне и, наконец, пробив ее, рассыпались сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке... Чтобы выделить и подчеркнуть роль световых бликов, окружают героиню затененные объекты: ствол дерева, темная юбка, ее собственные волосы. По воле художника, свет минует их. Смешиваясь с добрым душевным теплом самой модели, солнечные лучи на картине превращаются в некое внутреннее мерцание самой девушки. В портрете присутствует мистическая составляющая.

Героиня работы - кузина художника. Они хорошо знакомы, но некое напряжение все же заметно. Серов представляет нам свою родственницу с любовью и нежностью. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Поза расслаблена. Солнечный свет, само лето располагают к отдыху и снятию напряжения.

Автору прекрасно удалась гениальная задумка - соединить воедино солнечные блики, внутреннюю теплоту и душевность модели. В портрете поражает количество оттенков, полутонов, цветовых и световых нюансов. Ничего лишнего, всякий мазок «в строку».

Гениальность Серова в том, что ему несомненно удалось «поймать» свет, передать ощущение движения, мерцания. В этой работе импрессионистская эстетика художника проявилась особенно сильно и талантливо.

А. С. Пушкин на садовой скамье. 1899

Баба с лошадью. 1898
Иван Есаулков
В пастели картина крестьянского быта:
Глядит на нас женщина мило, открыто,
И зрителей всех покоряют черты
Крестьянки, её молодой красоты.

А с женщиной рядом зевает лошадка –
В сарае спала она только что сладко,
Поездку с обозом видала во сне.
Хозяйка – в платке красном и зипуне –

Пылает румянцем, задорно смеётся.
Лошадка к хозяйке доверчиво жмётся,
А та говорит ей: «Ну-ну, поиграй!
Отправишься снова к себе ты в сарай!»

В своей превосходной, прекрасной пастели
Серов достигает поставленной цели:
Он нам показал быт, в котором живёт
И трудится наш терпеливый народ.

Показана русская жизнь преотлично.
Подобраны все тона им гармонично.
На крыше сарая снег белый лежит,
И сонная лошадь от стужи дрожит.

Трясёт лошадёнка нечёсаной гривой.
Хозяйка смеётся задорно, счастливо.
А рыжие пятна на белом снегу
Запомню и в памяти я сберегу.

Здесь, кроме гармонии жизни народа,
Показана наша родная природа –
Сверканье морозной, студёной зимы,
Которой всегда восхищаемся мы.


Заросший пруд. Домотканово. 1888
Вечернее небо нависло над старым прудом. Деревья на берегу словно нагнулись специально, чтобы разглядеть свое отражение в тихой воде. Листья кувшинок накрыли пруд зеленовато-бурым одеялом. Все готово погрузиться в сон.

Автор откровенно любуется открывшимся пейзажем, пытается передать зрителю свое восхищение русской природой. Многоцветное небо окрашивает растительность на водной глади в серебристый цвет. В картине явно чувствуется атмосфера позднего лета, граничащего с осенью. Последние солнечные лучи запутались в ветвях деревьев, их пытается высвободить легкий ветер.

Водная гладь так идеальна, что кажется вот-вот плеснет хвостом заблудившийся в кувшинках карась, нарушив неестественно идеальное водное зеркало. Золотистые облака растрепаны ветром.

Зритель слышит звуки августовского вечера: стрекот кузнечиков. Пейзаж каждому кажется знакомым и близким. Автор сумел сделать его настолько достоверным и точным, что создается ощущение присутствия.
Летом (Портрет О. Ф. Серовой). 1895
Воздушная, наполненная сказочным светом и ощущением тепла работа «Летом», выполнена художником в лучших традициях импрессионистической живописи, причем касается это как окружающего пейзажа, так и главной героини. Несмотря на то, что центральный образ занимает жена Серова – Ольга Федоровна, сюжет невольно возвращает зрителя в счастливую и беззаботную пору детства.

Художник не очень любил работать с масляными красками, но здесь они не повлияли на «мягкость» картины, а наполнили композицию нежной теплотой. Кроме этого, усилить такой эффект помогло и размывание контуров.

Серову удалось передать своеобразную хрупкость момента, сохранив это ощущение и в образе жены, которая, по мнению друзей художника, отличалась некоторой пугливостью.

Анализируя композиционное построение сюжета, можно сравнить его с фотографией, и через несколько секунд просмотра начинает казаться, что запечатленный Серовым сказочный миг настолько эфемерен, что может растаять в любой момент.
Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович. 1880
«Портрет Мики Морозова»

Особым импрессионистским настроением пронизана работа Серова «Портрет Мики Морозова», которая в серии «детских образов» художника, занимает самое видное место.

Искренний и милый образ непоседливого ребенка чем-то напоминает амура или купидона, но более – маленького принца, совсем не избалованного своим «звездным» статусом, и готового поделиться последним.

Только настоящему мастеру под силу запечатлеть ребенка, да еще, судя по внешности, такому живому и непосредственному. С этой задачей Серов справился на «отлично». Создается впечатление, что картина как бы живая, причем ее существование самостоятельное, и она даже «дышит». Воплотить эти моменты автору удалось за счет умения уловить тот фантастически короткий миг, во время которого меняются ощущения героя сюжета. Пару минут созерцания картины, и зритель, подобно Мике, уже сам готов «сорваться» по каким-то очень важным «делам», которых у мальчика его возраста просто уйма.

Автор специально размывает основной план, делает колористический фон полотна приглушенным, здесь главное – острота передачи чувств героя. Можно заметить, что Серов сам любуется моделью, в изображении которой полностью отсутствует «карикатурность»; несмотря на высокое мастерство художника, некоторые заказчики боялись столкнуться с этим моментом.
Натурщица. 1905
Портрет А. В. Касьянова. 1907
Портрет А. К. Бенуа. 1908
Портрет А. Н. Турчанинова. 1906
Портрет артистки М. Н. Ермоловой. 1905
Портрет В. О. Гиршмана. 1911
Портрет вел. кн. Георгия Михайловича. 1901
Портрет вел. княжны Ольги Александровны. 1893
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897
Портрет Г. Л. Гиршман. 1906
Портрет Г. Л. Гиршман. 1907
Портрет Е. И. Лосевой. 1903
Портрет Е. Н. Чоколовой. 1887
Портрет кн. В. Н. Голицына. 1906
Портрет княгини З. Н. Юсуповой - Валентин Александрович Серов. 1902. Холст, масло. 181,5х133

Великолепна княгиня Юсупова на парадном портрете кисти Серова. Светская дама, аристократка до кончиков пальцев. Платье выдает изысканный вкус и неукоснительное следование моде. Княгиня могла бы украсить самый взыскательный модный журнал начала двадцатого века.

Интерьер комнаты словно создан специально для портрета - настолько он гармонично дополняет модель. Собачка на портрете не случайна. Она неотъемлемая часть парадных портретов со времен итальянского Возрождения.

Княгиня на портрете мила и любезна. Взгляд ее рассеян. Взгляд зрителя притягивает интересная деталь: правая рука княгини, лежащая на коленях. Тонкая, бледная, точеная. Серов с особым тщанием выписывал эту деталь, так элегантно раскрывающей характер графини Юсуповой.
Портрет княгини Ольги Орловой
Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова- Эльстон. 1903
Портрет неизвестной. 1895
Портрет писателя А. М. Горького. 1905
Похищение Европы - Валентин Александрович Серов. 1910. Картон, темпера. 71х98
Мощно прорезая густое море, уносит бык красавицу Европу. Резвятся дельфины, сопровождая героев. Небо сливается с морем. Волны, словно королевская горностаевая мантия, окутывают сильное тело быка. Спокойна, даже равнодушна Европа.

Работа лишена второстепенных деталей. Схематичность образов - дань модернистской традиции. Тщательнее всего мастер создает образ быка, придавая ему некоторые человеческие черты. Перед нами перевоплощение олимпийского бога, полюбившего красавицу-дочь финикийского царя.

Сочетание коричневого, синего и черного тонов - классический набор древних критских фресок. Вместе с тем, работа напрочь лишена античной статичности и гармонии форм. Перед нам сюжет, наполненный энергией, темпераментом.

Далек от античных образцов и облик Европы. Перед зрителем не мраморная застывшая красота, а обычная молодая девушка, смуглая, обычного телосложения, далекого от античной гармонии.

Символический смысл сюжета приобретает в глазах художника особое, современное звучание. Европа ушла от долголетнего поклонения античным образцам. Чем закончится плавание? К какому берегу пристанет бык? Вопросы остаются открытыми.

Пространство картины подчинено особому ритму. Дельфины придают композиции динамику, подчеркивая мощь и силу быка. Горизонт работы открыт. Ленивые блики на волнах, искаженное, лишь обозначенное отражение героев в водной глади, создает ощущение могущества стихии, ее неукротимость.

Европа чувствует себя уверенно на быке, она полностью доверилась ему. Гирлянда, остатки которой зацепились за рог, не выглядит больше украшением. Герои оглядываются на зрителя, словно приглашая его вслед за собой, в неизвестность.

Работа стала одной из последних в жизни автора. Это своего рода осмысление всего творческого пути, непростые размышления о современном мире, о его пути в будущее. Обращение к античному сюжету не случайно. Воплощение классического сюжета новыми художественными средствами, это творческое завещание мастера, попытка оставить миру послание.

Именно эта работа считается одной из самых удачных, узнаваемых работ автора, образцом живописи модернизма. На сегодняшний день известно около десяти различных версий этой работы. Автор упорно искал оптимальную цветовую гамму, экспериментировал с пространством, совершенствовал образы. Каждая из версий отличается своим художественным звучанием, атмосферой и колоритом.
Графика
Автопортрет 2. 1887
Волк и Журавль. 1895-1911
Портрет Г. Л. Гиршман. 1911

Рейтинг поста:  +95 Не понравилось Понравилось
shitikova1973
Садовод 4 уровня
24 января 2016 года
34
1362




Комментарии:

Написать комментарий

Страницы: 1 2

24 января 2016 года
 
Какой интересный , красивый и познавательный пост!
Большое спасибо!

shitikova1973 (автор поста)
24 января 2016 года
+3  

Воронеж
24 января 2016 года
 
Спасибо за путешествие по выставке .

shitikova1973 (автор поста)
24 января 2016 года
+2  

Вильнюс
25 января 2016 года
+1  
Спасибо!! Интересно!

25 января 2016 года
 
Юсупова - красавица, но что-то у неё тон лица так сильно то остального тела отличается . Помню этого художника ещё по школьной программе.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  
Да, я тоже обратила внимание. Лицо смуглое, а тело белое.

Нижний Новгород
25 января 2016 года
+1  
Танюша, огромное тебе спасибо за удовольствие прикоснуться к Великому!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  
Во очию бы посмотреть.... А за добрые слова спасибо.

27 января 2016 года
 
Так ещё на неделю продлили выставку! Успеете!

Москва
25 января 2016 года
 

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

Москва
25 января 2016 года
 
Спасибо за познавательный текст! С мужем выстояли длиннющую очередь и вживую любовались картинами художника,ни с чем не сравнимое ощущение ) Особенно была рада встрече с портретами Юсуповых,пейзажами Домотканова.После окончания выставки с приятельницей решили ещё раз пробежаться в Лаврушенский переулок,по средам ,читалавход бесплатный.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+2  
Здорово, вы в живую полюбовались. Молодцы, очередь выстояли на таком морозе.

Калуга
25 января 2016 года
 
С его творчеством мы знакомы ещё с 60 лет прошлого столетия. Тогда было стыдно и невоспитанно не знать знаменитых художников и их работы.

26 января 2016 года
 
Надежда Антошкина пишет:
Тогда было стыдно и невоспитанно не знать знаменитых художников и их работы.
это действительно так

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  
Ответ для Надежда Антошкина
Да, а сейчас многие из молодых даже не слышали о великих русских художниках.

Тольятти
25 января 2016 года
 
Спасибо большое за предоставленное удовольствие полюбоваться прекрасным!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

25 января 2016 года
 
Огромное спасибо Вам, от нас, благодарных зрителей! У нас нет такой возможности "вживую" посетить выставку, хоть так, благодаря Вам, полюбовались с дочкой произведениями великого художника!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+2  

Санкт-Петербург
25 января 2016 года
+1  
Я была на выставке Серова 14.01.16, подъехали к 10.00 и были где-то в первой сотне, но за разговорами время быстро пролетело и началось....волшебство. Выставка очень понравилась!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

Каспийск
25 января 2016 года
+1  
Спасибо огромное за экспозицию портретов руки Серова! Я был в Москве и выехал домой в день открытия выставки. Там была огромная очередь и оставаться в столице я не смог. Спасибо!!!!!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

Воронеж
25 января 2016 года
 
Огромное спасибо!

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

Новокузнецк
26 января 2016 года
+1  
Спасибо за галерею! Не даром двери на выставку выломали. Во времена своего детства почему-то думала, что "Похищение Европы" нарисовали китайцы. Когда узнала кто автор не могла поверить. Девочку с персиками знают почти все, как и портрет Ермоловой, почти в каждом доме висела репродукция. Картины Серова в подлиннике увидеть не удалось, а вот "Вассу Железнову" с Марией Ермоловой в главной роли посчастливилось.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+2  
По картине "Девочка с персиками" мы сочинение в школе писали. У нас учительница так интересно о творчестве Серова рассказывала.

Новокузнецк
26 января 2016 года
 
shitikova1973 пишет:
У нас учительница
Вот! Как много значит заронить интерес! Слава учителям и благодаря им у нас есть интерес, а за ним и познания к искусству.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+2  

Москва
26 января 2016 года
 
Спасибо, Таня! Я была на выставке и все равно с удовольствием посмотрела.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  
А я только мечтала ее посетить. Но я мерзлячка (да и лентяйка к тому же) смотрю вот так. Спасибо интернету.

Чита
26 января 2016 года
 
Да, в свете последних событий, весьма актуальный пост.

shitikova1973 (автор поста)
26 января 2016 года
+1  

Москва
26 января 2016 года
 
Большое спасибо, и в очереди стоять не надо !
Очень понравились работы, все лица настоящие и живые! Восхитительно! Фото так редко могут предать суть, все очень современные лица, такое чувство что с половиной их них в метро езжу, вот блин, как нас всех перемешало, с княгиней в метро можно встретиться


Страницы: 1 2



Оставить свой комментарий

B i "
Отправить