Опубликовала svetamamapp
в личном дневнике
История села, в котором я теперь живу
История села Никоново
Никоново – одно из старейших сёл бывшего Воронежского уезда. Его основали служилые люди, защищавшие русскую землю от набегов кочевников. Воронежский краевед Г. Германов предполагает, что «деревня Никонова» образовалась около 1590 г., а её первопоселенца звали Никоном.
В разные годы Никоново называлось различно. Одно из самых старых его названий – Алтухово. Оно образовано от фамилии владельцев и поселенцев – детей боярских Алтуховых, потомки которых до сих пор живут в селе. Эта фамилия, самая распространённая в Никоново, происходит от христианского имени Евтихий (по-народному – Овтух).
У Никоново, отмечает исследователь В. А. Прохоров, было и другое название – Телечино-на-трёх-колодезях, данное ему по соседнему селу Углянец, которое в старину называлось Телячино. На карте XVIII в. можно рассмотреть ручей, протекавший в Углянце, – Телячинский. Но откуда взялось это название, пока сказать трудно.
Местный житель Б. В. Алтухов рассказывает: «Я забыл, в каком райони... как и у нас раньше было – адни Алтуховы и Кузняцовы. Или Багучар, или... Гдей-то там Галубая Озера. А пачему Галубая – там адни падснежники на лугах... Мож, ани (жители) атсюда или мы пришлые аттуда?». Что это за родственное село с чудесной Голубой Озерой, так и не удалось выяснить.
В начале XVII века в Никоново жили полковые казаки и закреплённые за ними бобыли – безземельные крестьяне. Фамилии этих казаков – Смагин, Мещеринов, Медведев, Бурков, Сапкиреев, Кепрашев, Кузьмин, Максимов, Медведецкий, Струков, Баранов и Хрыков. У большинства бобылей фамилий ещё не было, записывались только их отчества. Потом казаки покинули село.
В старину в Никоново существовала церковь во имя Архидиакона Стефана, от которой не осталось следов; жители уже не помнят её. Она была деревянной, клетской постройки, с приделом Преподобного Алексия, человека Божия. С церковью связаны никоновские фамилии Попов и Пономарёв. В архивах можно найти документы, где упоминается «поп Василий Иванов сын Попов».
Также недалеко от села есть святой источник, который жители называют Святым Колодцем. В. Я. Алтухова помнит такое предание о нём: «По проказке (т. е. по слухам) вроде – там иконочкя паявилась, в этом мести. А патом прабил радничок... Так этот радничок и запахывали каммунисты, ани тада его запахывали трахтором. Ани презирали эту веру-та. А он всё равно прабил».
Набег крымских татар, как указано на школьном стенде, в 1675 г. разорил Никоново, но оно восстановилось. Село не было уничтожено полностью, об этом говорят фамилии, сохранившиеся с давних времён до наших дней: пономарь Воробей, вероятно, был предком жителей с уличной фамилией Воробьёвы; бобыль Болдырь – Болдыревых (официальная фамилия); бобыль Кузнец – Кузнецовых; крестьянин Солодовник – Солодовниковых, Богатырь – Богатырёвых; Прибытковы, Перелыгины, Богдановы, Свиридовы тоже проживали в Никоново ещё 369 лет назад.
В Никоново жил герой Семилетней войны – поручик Алтухов, талантливый рассказчик. Краевед В. А. Прохоров так описывает его внешность: «с кожаной повязкой вместо правого глаза, с лицом, покрытым шрамами, и потерянным в сражении ухом».
В начале XIX в. многие однодворцы (потомки служилых людей) покинули Никоново и переселились в Верхнюю Плавицу. Но найти фамилии этих однодворцев, проследить дальнейшую судьбу пока не удалось.
До 2013 г. в Никоново существовала школа. Годом её основания считается 1912-й. Но в старинном отчёте сказано, что учитель Варвара Алексеевна Тодорская поступила на должность в 1909 году. Либо в отчёте указан общий стаж работы учителя, либо школа в Никоново фактически возникла на несколько лет раньше. Сначала она была четырёхлетней, относилась к Орловскому церковному приходу. Первым её директором был Иосиф Франциевич Каземир. Само строительство школы жители связывают с углянским помещиком Сычёвым. Вот что рассказывает Б. В. Алтухов: «Этот барин – хто он, граф был, я пачём знаю... абразованный мужик был, патаму что и народ тут более-менее жил, и школу вот какую атгрохали... Я патом, кагда в школу хадил, абратил внимание: фундамент, цоколь выложили – так там вместо изоляции, вместо толи стякло' лежит вот такой талщины. Стекло тагда на вес золота было». Позднее школа была преобразована в семилетнюю и восьмилетнюю. Её окончило более 2300 учеников. В 2012 году учеников было всего восемь.
По фамилии помещика назван небольшой лес возле села – Сычёв. На никоновском озере Хвощеватом находилась помещичья купальня, дно озера было вымощено деревянными плашечками. Многие жители называют озеро не Хвощеватым, а Хлущеватым или Клущеватым. Скорее всего, название изначально связано со словом хлюща – "топкая грязь", а не с растением хвощ.
В 1928 г. в селе образовался колхоз имени Жданова, председателем которого был С. И. Алтухов. Позже хозяйство перешло в совхоз «Парижская Коммуна» (соседнее село).
Количество жителей в Никоново было и остаётся небольшим: в 1858 г. – 439 человек; в 1884 г. – 551 человек (из них 11 семей «с грамотными», одна – «с учащимися»); в 1926 г. – 1035; в 2007 г. – 915; в 2014 г. -1418.
|
Комментарии:
Написать комментарийОчень хочется деревенской тишины и покоя. Не люблю суету города, поэтому живём на окраине, где меньше высотных домов и есть немного места возле дома, где можно повозиться в землице.
Народные названия в селе Никоново
Наверняка многие замечали, что улицы в деревнях и сёлах называются довольно однообразно: почти везде есть улица Мира, Красноармейская, Полевая или Луговая; если была школа, то Школьная. Много Советских улиц, Ленина, Гагарина... Понятно, что это названия поздние, официальные. Сами жители до сих пор используют вместо них старинные названия, нигде не записанные, которые передаются из поколения в поколение. Названия эти иногда забавные, иногда и грубоватые, но они всегда отражают реальную жизнь села: его природу, быт, исторические события.
Такие названия есть и в селе Никоново. Вот почти все они.
Солдатский переулок. Это часть улицы Красноармейской, где когда-то «были солдаты». Имеются в виду, вероятно, годы Великой Отечественной войны, когда в соседнем селе Углянец располагался Штаб командующего войсками Воронежского фронта.
Самодуровка. Это часть села (официально — улица Весёлая), где, по преданию, жило несколько скандальных, шумных семей, которые часто ругались: «Дураки! – Сами дураки!». «Там то драка, то... Точно — весёлая улица». Но надо сказать, что Самодуровками часто называли улицы на отшибе, где селились сыновья, решившие отделиться от родителей и жить самостоятельно, по своей воле. За это их и звали самодурами.
Непочёт. Когда-то это была окраина села (сейчас — ул. Некрасова и часть улицы М. Горького). Схожая с Самодуровкой история: «Хто не почитал матрю и отца – им не давали тут надел никакой, а сялили их туда».
Осиновка. Так назывался конец села, где было всего несколько домов и росли осины. Сейчас там живут дачники (официально — улица Овражная, или, по-народному, Овражник).
Уткино. Другое название Осиновки. Болото в тех местах часто заливало луга, и на них прилетало много диких уток.
Подгорное. Третье название Осиновки. Она находилась внизу, под холмом.
Зелёный переулок. Часть улицы Максима Горького. Там, по словам жителей, было красиво и опрятно: «была травка, чистота».
Засра'ный проулок. Более позднее название Зелёного переулка, когда ни зелени, ни чистоты там уже не осталось: по нему стали гонять стадо коров. В народной речи такие названия не были оскорбительными и неприличными: человек попросту называл вещи своими именами. Сейчас название проулка используется редко, и жители села сообщают его с неохотой. По другой версии, в проулке жила бабушка, которая однажды не утерпела в церкви. Но это скорее шуточное предание.
Верхи' и Низо'к. Соответственно верхняя и нижняя части села.
Народные названия давались не только улицам. Холмы, маленькие озёра, рощи, купальные места на реке тоже имели свои имена, иногда очень старые.
Бабий Ключик. Маленькое озеро на старице реки Усманки, где женщины стирали бельё. «Стирать – узлы вяжуть. Без штон ходили, прости Господи, просто юбки... И – на Бабий Ключик. Рубяли' у них – колышматют... Вялик... Там спяцальные места у женщин были».
Гли'нищи. Два загадочных озера за рекой: «Там глинистое дно, может быть... глины там особой и нет».
Тру'бница. Крошечное озеро в лесу. Там часто трубили перелётные птицы. Также оно могло быть названо по форме: «трубчатый» – длинный, а озерцо было вытянутым и изогнутым.
Гуля'кина Яма, она же Гу'лина Яма и просто Гулякино. Купальное место на реке, которое нашёл мальчишка по прозвищу Гуля. «Иди домой, Гуляка! — разгуливал...».
Сенькина Яма. Глубокое место на реке, в стороне от основного русла. Там утонул житель села по имени Сеня.
Орловская Яма и Никоновская Яма. Купальные места на реке, названные по сёлам (Орлово — соседнее село Новоусманского района).
Круглик. Купальное место на реке, когда-то напоминавшее гладкий круг, а теперь заросшее.
Первый перегон, Второй перегон, Третий перегон. Места, где перегоняли скот через реку.
Же'кин, Жекино. Пруд, названный по имени Евгения (Жеки). У жителей есть множество версий, в честь кого назван пруд: Жека Козлов нашёл там хорошее купальное или рыбное место; Женька Локтев тонул в пруду; Женька Лимонов ухаживал за прудом и наводил там порядок.
Хлущева'тое, Клущеватое. Озеро в лесу, где была купальня углянского помещика Сычёва. Дно озера было вымощено деревянными плашечками. Каждый опрошенный мной житель выдвигает свою версию названия. З.С. Кузнецова поясняет: «Лес густой, глушь, поэтому оно Глушеватое». Вариант довольно сомнительный: есть множество Глухих, есть Глушицы, но названий типа «Глушеватый» я нигде не могу найти. Т.М. Кузнецова утверждает, что правильная форма – Хвощеватое, потому что возле озера росло много хвоща. Но семья Алтуховых, старшее поколение которых говорит на диалекте, называет озеро именно Клущеватым и Хлущеватым. Дал зацепку "Словарь русских народных говоров": есть слово «клущень» – 'рыболовное грузило' и «хлюща» – 'топкая грязь'. Правда, это слова псковских говоров, и насколько с ними связано Хлущеватое, сказать трудно.
Сычёв лес. Небольшой лес, которым тоже владел помещик Сычёв.
Казённый. Большой лес, принадлежавший казне, т. е. государству.
Олёх. Лесок в болотистой низине, где было много ольхи. Слово это существует в разных говорах именно как обозначение ольховых заболоченных рощ.
Большая поляна. Название одной из полян в лесу.
Матю'хин, он же Матюхина гора. Холм, где жила семья, носившая подворную фамилию Матюхины (от имени «Матвей»). Матюхина гора изображена на аватарке сообщества.
Крутой. Глубокий овраг с крутыми склонами.
Сипу'чка. Большая гора между сёлами Никоново и Орлово. «Сипугой» в Никоново называли пургу, а на вершине горы всегда был сильный ветер. «Там зимой завивало так – будь здоров как, – рассказывает Т.М. Кузнецова. – Я с этой Сипучки летала». В Орлово Сипучку называют Тура': видимо, с той стороны она похожа на шахматную фигуру.
а это школа...
Пока читала, вспомнила, что когда маленькой была, в селе, где жили бабушка и дедушка, еще работала общественная баня, один раз с сестрой ходили туда, когда мне было лет 10 - ее закрыли. Пока стоит, постройка хоть и давняя, но добротная.
А про названия не официальные, в селе от куда родом моя мама очень часто называли места по прозвищу или фамилии тех, кто рядом живет: возле Билана, возле агронома и т.д.
Школа красивая, жаль закрыли.
По крайней мере, у здания есть шанс дождаться новых учеников.