Гордость наша - Тульский пряник!
Знаменитый тульский печатный пряник имеет богатую историю, хранит давние славные традиции и получил всемирное признание. Невозможно определить, когда наши предки-славяне испекли первый пряник на тульской земле. Как поется в народной песне: «Может, бабка, может, дед замесили тесто, из муки, и патоки выпекали пряники...». Сомнений нет в одном: пряничное дело насчитывает не одно столетие.
Во многих публикациях говорится о том, что тульский пряник - это лакомство с 300-летней историей, который пережил 13 императоров и множество партийных вождей, несметное число войн и несколько революций. Историографический отсчет ведется с момента первого упоминания о прянике в письменных источниках, когда о прянике была сделана запись в писцовой книге за 1685 год, а не с тех незапамятных времен, когда был испечен в Туле первый пряник.
Письменное подтверждение тому, что пряники в Туле пекли еще в 1685 году, дает также книга «Старинные производства Тульского края», в которой сказано: «Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». Так, в экспозициях многих музеев сохранились доски с надписями: «Пряник кушать добрым людям во здравие и честь», «От милаго подарок дороже золота», «Милости просим нашей хлеба-соли» и др.
Непрост секрет тульского пряника - печатного, сырцового, медового, сливочного, коричневого с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым мякишем и фруктово-ягодной начинкой.
Каждый хозяин пряничного заведения в те давние времена имел свой секрет и традиции изготовления пряников и, грозя увольнением, требовал от пряничников скрывать рецепты даже от учеников, не допускал, чтобы в пекарне было больше двух-трех мастеров, знающих все от начала до конца. Составные части теста и начинок они взвешивали с помощью осколков кирпича, голышей, кусков железа. Импровизированные гири постоянно прятались под замок, и никто из учеников не имел ни малейшего представления о весовом соотношении примесей54. Учение тянулось долго. Чтобы стать подмастерьем, следовало два-три года проходить в учениках, освоив все этапы производственных традиций.
Рецепты, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям.
В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. И. Козлова был найден вот такой, например, рецепт тульских пряников: «Пряники тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, один фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта масла сливочного (можно растительного), 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную форму (пряничную) растительным маслом, «печатать», складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печке, часто переворачивая».
Искусство тульских мастеров увековечено в фольклоре. Например, одна из легенд очень точно передает главный секрет тульского печатного пряника.
«В давнее-предавнее время один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного пряничных дел мастера и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь - прогоню с позором».
Согласился мастер, потому как в славе ходил среди тульских пряничников. Стал он колдовать-работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал пряничных дел мастера неумехой-мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского, и прогнал с позором».
Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большой славе ходил среди тульских пряничников. Оглянул этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай, князь, сюда муку тульскую и воду тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям доставить в княжество то, что требует пряничных дел мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать мастер, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и еще в большем гневе обозвал пряничных дел мастера мошенником и прогнал с позором.
А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, какие говорил первому и второму, прогнанным с позором.
Третий мастер оглядел муку, на язык попробовал и сказал: «Хороша мучица». Оглянул он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица».
«Ну, приступай к работе да помни наш уговор», - сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии - окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что муку или воду привезти из Тулы нехитро, а воздух привезти нельзя. Думал-думал князь и лицом изменился, посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградил его горстью жемчуга и горстью золота за находчивость».
Рассматривать пряники в отрыве от пряничных досок нельзя. Дошедшие до нас тульские пряничные формы - пропитанные маслом, покоробленные и потемневшие от времени и долгого употребления - воспринимаются как завершенные произведения народного творчества, донесшие до нас неистощимую фантазию талантливых резчиков.
Исполнение тульских пряников свидетельствует о богатстве народной фантазии. Невозможно сосчитать сюжеты, рожденные фантазией большого мастера. Каких только привлекательных, затейливых рисунков и узоров не «выписывали» тульские умельцы на пряниках! Вот веточка ели с шишкой, орнамент из снежинок - это новогодний сюжет. Надпись «Ясная Поляна» и знаменитые башенки переносят нас в известный всему миру Музей-усадьбу Л. Н. Толстого. Башни Тульского кремля наполняют сердце гордостью за славный город оружейников, говорят о его ратных и трудовых подвигах, величии и славе.
В книге «Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов» говорится, что художественное производство тульских пряничных досок как самобытное явление материальной культуры существует многие века и развивалось самостоятельно, на своей национальной основе. Всемирную славу пряника, все те бесчисленные призы, медали и дипломы, что получали туляки за него, вместе с несравненными нашими кондитерами по праву делят резчики досок.
И сегодня, через столетия, формы продолжают резать вручную, ибо изготовление пряничных досок - искусство, и, как в любом творческом процессе, художник в них самовыражается. А этого невозможно добиться механическим путем. Именно мастерство тульских резчиков, любовь к своему делу и сделали наш печатный пряник тем, чем он является сегодня. Попытки изобрести жесткие формы, делать доски из других материалов, механизировать процесс потерпели неудачу. Поэтому даже при переходе к промышленному производству сохранилась уникальная профессия резчика пряничных досок.
Надеюсь Вам было интересно и я не утомила таким длинным рассказом, здесь фото наших пряников https://www.asienda.ru/post/17662/
|
Комментарии:
Написать комментарийНадь, я с таким удовольствием вспоминаю тот аромат пряников, которыми ты меня одарила как-то.... настоящие у нас таких нет.