Опубликовала svetamamapp
в личном дневнике
АВИАКАТАСТРОФА, КОТОРОЙ "НЕ БЫЛО"
"В марте 1976 года на окраине Верхней Хавы рухнул пассажирский самолет Ил-18, совершавший рейс Москва — Ереван. В катастрофе погибло 111 человек, но официальных сообщений о трагедии не последовало — никто не хотел омрачать работу XXV съезда КПСС...
Улица Полевая проходит по окраине Верхней Хавы — небольшого райцентра Воронежской области. Через дорогу — поле, которое в последние годы потихоньку начало застраиваться особняками. Если бы тогда — в ночь с 5 на 6 марта 1976 года — падающий Ил-18 упал правее метров на двести, половины Полевой уже не было бы и в помине, а к погибшим в самолете наверняка бы прибавились десятки местных жителей...
Но машина рухнула чуть в стороне. На месте падения самолета сегодня растут три дерева — два пирамидальных тополя да береза, посаженные родными погибших. А местные жители помнят ту мартовскую ночь, как будто бы она была вчера...
Летальный полет
Радио и телевидение страны в тот вечер торжественно отрапортовали о том, что «сегодня, 5 марта, завершил свою работу XXV съезд КПСС». Люди ложились спать. Несмотря на начало марта, стоял 6 — 8-градусный морозец, мела метель. На поле колхоза «Россия» площадью в 250 гектаров, которому через несколько часов предстояло стать местом трагедии, снега было по колено...
На вылет из столичного аэропорта «Внуково» Ила-18, следующего по маршруту Москва — Ереван, уже было получено добро. Машина ереванского авиаотряда с бортовым номером 75408, которой командовал пилот первого класса Пономарев, оторвалась от «бетонки» аэропорта в 23 часа 59 минут.
На борту находилось 111 человек, из них 11 члены экипажа. Полет до вхождения в зону обслуживания воронежского аэропорта проходил нормально. Его диспетчерская служба разрешила следовать на Минеральные Воды. Все началось на 55-й минуте полета.
Вот текст радиообмена между воронежским авиадиспетчером В. Удаловым и экипажем судна:
00 часов 53 мин. 53 сек. (борт) — Воронеж, падаем.
00.55.59 (диспетчер) — Слушаю.
00.56.03 (борт) — Падаем.
00.56.08 (диспетчер) — Не понял.
00.56.10 (борт) — 408-й падает.
00.56.14 (диспетчер) — Что-что?
00.56.16 (борт) — Отказали приборы.
00.56.19 (диспетчер) — Под вами никого нет, высота ваша.
...00.57.37 (борт) — Потеряли высоту... отказали все приборы.
Поле смерти
В тот вечер заместитель директора местной «Сельхозтехники» Станислав МОГИЛИН отмечал с друзьями свое 29-летие. Лег спать около 22 часов.
— Ночью кровать качнуло, — вспоминает Станислав Александрович, ныне наш коллега — заведующий отделом верхнехавской районной газеты. — А часа в три меня разбудил начальник — велел поднимать трактористов, чтоб пробивать дорогу в поле по снегу. Что произошло — я толком и не понял. Пробили около двух километров в снегу, я сидел с одним из бульдозеристов, подъехали — мать честная! Гора снега метра в три, торчит хвост самолета, и пахнет керосином. Ну а когда фонариком посветили — куски обшивки, кресел, части тел пассажиров...
Самолет вошел в землю под углом 35 градусов, кабина — метров на 15 — 20 в глубину. Бортовые самописцы позже извлекали почти с пятиметровой глубины...
Машина не загорелась, не было и взрыва. Это произошло лишь потому, что топливо было слито до аварии. Экипаж понимал, что происходит, и где-то в районе поселка Таловая, километрах в семи от Верхней Хавы, слил топливо. Говорят, в тех местах поля еще долго пахли керосином...
К месту падения машины прибыла милиция, пожарные, районное начальство. Бульдозеристам наказали не подходить близко и греться в кабинах. Ближе к утру место падения самолета (старожилы говорят, что отдельные куски обшивки находили в полутора километрах) было оцеплено военными.
В райкоме прошло совещание, на котором первый секретарь Алексей Вахтин распорядился, чтобы председатель колхоза «Россия» Анастасия Оскольская, на чье поле упал самолет, выделила три трактора с культиваторами, чтобы просеять снег и землю в поисках обломков, фрагментов тел погибших и их личных вещей... Тем же утром областная прокуратура возбудила уголовное дело, а в Воронеж прибыла госкомиссия по расследованию причин катастрофы.
А тем временем на месте аварии шли поиски. Говорят, что продавцам местных магазинов велели просматривать на свет купюры, которыми в те дни расплачивались солдаты. Тогда в Верхней Хаве мгновенно исчез дорогой коньяк. Ясное дело, что служивые прикарманивали многое из того, что находили, особенно купюры, которые сразу пускали в дело. Продавцам объяснили, что деньги из самолета на просвет должны быть иссечены будто игольными проколами, и действительно, таких денег было выявлено предостаточно...
Эхо катастрофы
Через пару дней прибыли родственники погибших, в основном из Армении. Привезли полутораметровый дюралевый памятник, поставили его на месте трагедии, но районные власти намекнули на нежелательность такого напоминания о происшедшем, и его убрали. Тогда люди достали в Воронеже саженцы берез и тополей и посадили на месте гибели маленькую рощицу. Это было уже после того, как все останки тел увезли на кремацию, «останки» машины — в 10 грузовиках на станцию, а яму сровняли с землей и продезинфицировали.
— Каких-то особых накачек в смысле секретности местным жителям не давали, — говорит Станислав Александрович.— Некоторые потом находили остатки фюзеляжа, кресел, обшивки самолета. Весной из земли на месте аварии показывались то осколки, то человеческие кости. (Находят их и сейчас.) Доходило до того, что гостей района обязательно везли на это место — окраина Верхней Хавы стала достопримечательностью.
А уже с годами событие стало обрастать слухами. Кто-то расказывал, что пилоты сознательно увели обреченную машину от райцентра с населением в 10 тысяч человек и пытались посадить ее на снег. Некоторые утверждали, что среди погибших была родственница тогдашнего председателя Совмина СССР, видного партийного деятеля Алексея Косыгина и что он позже инкогнито приезжал на место трагедии..
— В ту ночь мы стояли возле дома, — рассказывает местная жительница Валентина ГОЛЕВА, — видели, как машина, воя, сделала три круга над поселком. Почему-то решили, что самолет обязательно врежется в нефтебазу, бабки-то подумали, что война началась. Но он упал в сотнях метров от крайних домов... Упади он раньше, не было бы половины поселка...
В ходе расследования причин аварии было установлено, что на 52-й минуте полета на высоте 7800 метров у самолета отключился автопилот, показания курсовой системы застыли в одном положении, машина потеряла ориентировку в пространстве, отказало электропитание. Комиссией также был сделан вывод о том, что пилотирование самолета в создавшихся условиях было невозможно, экипаж не смог выйти из аварийной ситуации.
Прошлой осенью на месте гибели машины представители армянской диаспоры Воронежа установили памятник погибшим родственникам. Когда копали яму под стелу, нашли кости, сгнившую обувь, части обшивки...
Дом местного жителя Михаила ВОЛКОВА стоит метрах в двадцати от ограды.
— Я посматриваю за ним, содержу его в порядке. Об этом попросили те, кто ставил памятник. Да вот только кто-то ведро с цветами стащил прямо от монумента. Разве ж это по-людски, по-христиански? Ведь это же громадная братская могила... Почти тридцать лет прошло, а многие мои земляки помнят эту страшную ночь до сих пор..."
это статья из местной газеты
а вот этот самолет... до катастрофы
---------------
мы с мужем недавно были в верхней хаве по делам, и решили заехать на место захоронения, посмотреть мемориал. я сделала несколько фото. качество не очень, извините. местные жители увидели. что мы направляемся к месту памятника, подошли к нам, думали наверное, что родственники и очень удивились, что просто посторонние люди. познакомились и с Дядей Мишей. он ухаживает за мемориалом. рассказывает. что каждую весну из земли что-то да выходит, даже обломки деталей, и кости. Страшная трагедия! очень! Царствие Небесное всем погибшим!
Фото будут в коментариях
Улица Полевая проходит по окраине Верхней Хавы — небольшого райцентра Воронежской области. Через дорогу — поле, которое в последние годы потихоньку начало застраиваться особняками. Если бы тогда — в ночь с 5 на 6 марта 1976 года — падающий Ил-18 упал правее метров на двести, половины Полевой уже не было бы и в помине, а к погибшим в самолете наверняка бы прибавились десятки местных жителей...
Но машина рухнула чуть в стороне. На месте падения самолета сегодня растут три дерева — два пирамидальных тополя да береза, посаженные родными погибших. А местные жители помнят ту мартовскую ночь, как будто бы она была вчера...
Летальный полет
Радио и телевидение страны в тот вечер торжественно отрапортовали о том, что «сегодня, 5 марта, завершил свою работу XXV съезд КПСС». Люди ложились спать. Несмотря на начало марта, стоял 6 — 8-градусный морозец, мела метель. На поле колхоза «Россия» площадью в 250 гектаров, которому через несколько часов предстояло стать местом трагедии, снега было по колено...
На вылет из столичного аэропорта «Внуково» Ила-18, следующего по маршруту Москва — Ереван, уже было получено добро. Машина ереванского авиаотряда с бортовым номером 75408, которой командовал пилот первого класса Пономарев, оторвалась от «бетонки» аэропорта в 23 часа 59 минут.
На борту находилось 111 человек, из них 11 члены экипажа. Полет до вхождения в зону обслуживания воронежского аэропорта проходил нормально. Его диспетчерская служба разрешила следовать на Минеральные Воды. Все началось на 55-й минуте полета.
Вот текст радиообмена между воронежским авиадиспетчером В. Удаловым и экипажем судна:
00 часов 53 мин. 53 сек. (борт) — Воронеж, падаем.
00.55.59 (диспетчер) — Слушаю.
00.56.03 (борт) — Падаем.
00.56.08 (диспетчер) — Не понял.
00.56.10 (борт) — 408-й падает.
00.56.14 (диспетчер) — Что-что?
00.56.16 (борт) — Отказали приборы.
00.56.19 (диспетчер) — Под вами никого нет, высота ваша.
...00.57.37 (борт) — Потеряли высоту... отказали все приборы.
Поле смерти
В тот вечер заместитель директора местной «Сельхозтехники» Станислав МОГИЛИН отмечал с друзьями свое 29-летие. Лег спать около 22 часов.
— Ночью кровать качнуло, — вспоминает Станислав Александрович, ныне наш коллега — заведующий отделом верхнехавской районной газеты. — А часа в три меня разбудил начальник — велел поднимать трактористов, чтоб пробивать дорогу в поле по снегу. Что произошло — я толком и не понял. Пробили около двух километров в снегу, я сидел с одним из бульдозеристов, подъехали — мать честная! Гора снега метра в три, торчит хвост самолета, и пахнет керосином. Ну а когда фонариком посветили — куски обшивки, кресел, части тел пассажиров...
Самолет вошел в землю под углом 35 градусов, кабина — метров на 15 — 20 в глубину. Бортовые самописцы позже извлекали почти с пятиметровой глубины...
Машина не загорелась, не было и взрыва. Это произошло лишь потому, что топливо было слито до аварии. Экипаж понимал, что происходит, и где-то в районе поселка Таловая, километрах в семи от Верхней Хавы, слил топливо. Говорят, в тех местах поля еще долго пахли керосином...
К месту падения машины прибыла милиция, пожарные, районное начальство. Бульдозеристам наказали не подходить близко и греться в кабинах. Ближе к утру место падения самолета (старожилы говорят, что отдельные куски обшивки находили в полутора километрах) было оцеплено военными.
В райкоме прошло совещание, на котором первый секретарь Алексей Вахтин распорядился, чтобы председатель колхоза «Россия» Анастасия Оскольская, на чье поле упал самолет, выделила три трактора с культиваторами, чтобы просеять снег и землю в поисках обломков, фрагментов тел погибших и их личных вещей... Тем же утром областная прокуратура возбудила уголовное дело, а в Воронеж прибыла госкомиссия по расследованию причин катастрофы.
А тем временем на месте аварии шли поиски. Говорят, что продавцам местных магазинов велели просматривать на свет купюры, которыми в те дни расплачивались солдаты. Тогда в Верхней Хаве мгновенно исчез дорогой коньяк. Ясное дело, что служивые прикарманивали многое из того, что находили, особенно купюры, которые сразу пускали в дело. Продавцам объяснили, что деньги из самолета на просвет должны быть иссечены будто игольными проколами, и действительно, таких денег было выявлено предостаточно...
Эхо катастрофы
Через пару дней прибыли родственники погибших, в основном из Армении. Привезли полутораметровый дюралевый памятник, поставили его на месте трагедии, но районные власти намекнули на нежелательность такого напоминания о происшедшем, и его убрали. Тогда люди достали в Воронеже саженцы берез и тополей и посадили на месте гибели маленькую рощицу. Это было уже после того, как все останки тел увезли на кремацию, «останки» машины — в 10 грузовиках на станцию, а яму сровняли с землей и продезинфицировали.
— Каких-то особых накачек в смысле секретности местным жителям не давали, — говорит Станислав Александрович.— Некоторые потом находили остатки фюзеляжа, кресел, обшивки самолета. Весной из земли на месте аварии показывались то осколки, то человеческие кости. (Находят их и сейчас.) Доходило до того, что гостей района обязательно везли на это место — окраина Верхней Хавы стала достопримечательностью.
А уже с годами событие стало обрастать слухами. Кто-то расказывал, что пилоты сознательно увели обреченную машину от райцентра с населением в 10 тысяч человек и пытались посадить ее на снег. Некоторые утверждали, что среди погибших была родственница тогдашнего председателя Совмина СССР, видного партийного деятеля Алексея Косыгина и что он позже инкогнито приезжал на место трагедии..
— В ту ночь мы стояли возле дома, — рассказывает местная жительница Валентина ГОЛЕВА, — видели, как машина, воя, сделала три круга над поселком. Почему-то решили, что самолет обязательно врежется в нефтебазу, бабки-то подумали, что война началась. Но он упал в сотнях метров от крайних домов... Упади он раньше, не было бы половины поселка...
В ходе расследования причин аварии было установлено, что на 52-й минуте полета на высоте 7800 метров у самолета отключился автопилот, показания курсовой системы застыли в одном положении, машина потеряла ориентировку в пространстве, отказало электропитание. Комиссией также был сделан вывод о том, что пилотирование самолета в создавшихся условиях было невозможно, экипаж не смог выйти из аварийной ситуации.
Прошлой осенью на месте гибели машины представители армянской диаспоры Воронежа установили памятник погибшим родственникам. Когда копали яму под стелу, нашли кости, сгнившую обувь, части обшивки...
Дом местного жителя Михаила ВОЛКОВА стоит метрах в двадцати от ограды.
— Я посматриваю за ним, содержу его в порядке. Об этом попросили те, кто ставил памятник. Да вот только кто-то ведро с цветами стащил прямо от монумента. Разве ж это по-людски, по-христиански? Ведь это же громадная братская могила... Почти тридцать лет прошло, а многие мои земляки помнят эту страшную ночь до сих пор..."
это статья из местной газеты
а вот этот самолет... до катастрофы
---------------
мы с мужем недавно были в верхней хаве по делам, и решили заехать на место захоронения, посмотреть мемориал. я сделала несколько фото. качество не очень, извините. местные жители увидели. что мы направляемся к месту памятника, подошли к нам, думали наверное, что родственники и очень удивились, что просто посторонние люди. познакомились и с Дядей Мишей. он ухаживает за мемориалом. рассказывает. что каждую весну из земли что-то да выходит, даже обломки деталей, и кости. Страшная трагедия! очень! Царствие Небесное всем погибшим!
Фото будут в коментариях
|
Комментарии:
Написать комментарийВ Юрмале большое захоронение бойцов Красной Армии, погибших в боях за этот берег. Не на кладбище, а прямо на месте боёв их похоронили, совсем недалеко от берега. Там такая аура недожитых жизней - дыхание спирает... голос теряешь.
извините меня, что разбередила вашу душевную рану!!!! Простите меня!!!