Масленица. Празднуем?
Масленица 2015 с 16 по 22 февраля – праздник, пришедший к нам еще с языческих времен. Тогда еще он был « привязан » ко дню Весеннего Равноденствия, и праздновался семь дней до этого дня и семь дней после. Две недели празднования Масленицы были посвящены прощанию с Зимой и пробуждению Весны.
Считалось, что в этот период Солнце, будучи дитем Колядой, становилось юношей Ярилой. На его честь и пекли множество блинов – желтых, круглых и таких тонких, что бы сквозь блин просвечивалось солнце. Эта традиция сохранилась и до наших дней, так же как и обычай в конце Масляной недели сжигать чучело, олицетворяющее Зиму.
После введения Христианства Масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником христиан – Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя, готовясь к Посту.
Масленичная неделя (Седмица о Страшном Суде)
Семидневка веселого празднества состоит из двух периодов – Малой и Большой Масленицы.
Первый период продолжается с понедельника по среду включительно, а второй продолжается со среды по воскресение включительно. Начало этого праздника берёт свои истоки с языческой Руси. И до сих пор в его проведении присутствуют языческие моменты.
В первые три дня мясопустной седмицы (так ещё называют Масленицу) люди занимаются домашними делами. Трудятся по хозяйству, готовятся к заключительному дню недели. А с четверга наступает вторая часть седмицы и начинается Большая Масленица. Каждый день недели этого любимого народом праздника имеет собственное наименование.
Первый день – Встреча
Рано утром родители мужа посылают невестку к своим сватам ( ее отцу и матери), а вечером и сами появляются к ним в гости. Определяли время и место, где будут праздновать, решали, кого приглашать. К этому моменту готовили снежные горки, устанавливались качели и аттракционы. Хозяюшки пекли румяные блинчики, а первый из них, по традиции, отдавали беднякам на поминание умерших родственников. Возводилась фигура большого соломенного чучела Масленицы, ее усаживали на кол и катали на огромных санях. Например, в селе Камызино, что в Белгородской области, водили корову, одетую в лапти.
Второй день – Заигрыш
Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству – будущих невест. Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку.
С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянию приглашалась родня, друзья и добрые знакомые.
В Среду были Лакомки
Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно. Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него приглашаются и другие гости.
Четверг – Разгул
Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие.
Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу, предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм снежного городка.
В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом.
Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни.
Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом: большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо, поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера. Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской.
В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность хозяевам дома.
Пятница – Вечерки у тещи
Теща направляется в дом зятя с ответным визитом в сопровождении своих родных и подружек. Ее дочь к приходу матери выпекает блины и угощает ими гостей. А зять показывает свое благое расположение к матери своей супруги и ее родственникам.
Суббота – Золовкины посиделки
Невестки зазывают на праздник в свой дом золовок и прочих мужниных родных. Если золовка не замужем – то невестка созывает в свой дом своих холостых подружек, а если же мужнины сестры замужем, то она зазывала в гости свою замужнюю родню. По традиции, невестка должна принести в дар золовке подарок.
Воскресенье – Проводы
Это Прощенное Воскресение, Заговенье, Целовальник, Масленые Заговины, имеет длинный ряд наименований и является окончанием, яркой кульминацией веселой Масленой недели. Православные люди, впрочем, как и желающие, заговляются перед началом Великого пасхального поста. Каждый испрашивает прощения за все нанесенные ранее обиды и прочие неприятности. Вечером поминают умерших, а днем посещают места их захоронений.
В воскресный день принято омываться в бане, сжигать оставшуюся еду, мыть посуду после пышных празднеств. По окончании веселья сжигается чучело Масленицы, а оставшийся после ее сжигания пепел развеивается по близлежащим полям.
В Костромской губернии, к примеру, сооружается «обоз» – повозка из ряженых мужчин, на их головы надеваются соломенные колпаки. Вечером они направляются за пределы города, где и поджигают «головные уборы» – сжигают Масленицу. А в местных деревнях в вечернее время люди приносят по охапке соломы, укладывают ее в общую кучу и поджигают, что символизирует сожжение « мужика из соломы».
В православных церквях на вечерней службе свершается чин прощения – глава каждого храма испрашивает прощения у всех собравшихся людей и у других священнослужителей. Далее люди, находящиеся в храме, просят прощения друг у друга и, отвечая на просьбу о прощении, отвечают «Бог простит и я прощаю». С вечера в обителях начинаются великопостные служения.
По свидетельству писателя-этнографа Сергея Максимова: «Обычай прощаться с умершими держится на земле русской особо твердо, поддерживают его в основном женщины. Они группами по 10-15 человек идут, взяв с собой блины, на погост, причем не разговаривают между собой. Придя к могилке родственника, каждая из них встает на колени, три раза кланяется и слезно молит простить покойника за грубости и вред, причиненные ему при жизни. Затем помолившись, выкладывает на бугорок могилы блинчики и в полнейшем молчании идет домой.
Проводы Масленицы
Во многих российских губерниях ритуал сводился к сожжению масленичной Марены и его символичных похоронах. Сжигание традиционно для центральных, северных и поволжских губерний. Чучело везли на некоем поезде из лошадей (иногда их было больше сотни). Потом его сжигали и в кострище выбрасывали недоеденную пищу. В Татарстане бытует традиция сжигания в костре куколок, с которыми, якобы, пропадают все проблемы и беды.
В западных, южно и среднерусских, поволжских губерниях люди хоронили масленицу. А в других областях Руси устраивали пародию похорон. Чучело укладывали в корытце, а за ним следовала процессия из «попа» – переодетой в ризу молодой девицы с приклеенной бородкой, «дьячка» и группы плакальщиц.
Иногда прощание с Масленицей происходило в виде поезда: чучело «восседало» в санях, запряженных мужчинами. Позже соломенную фигуру сжигали, что предвещало скорый и отличный урожай на полях.
Считалось, что Масленицу, а еще ее называют Сырной неделей, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и будущий год проживешь.
Так же Масленая неделя была временем для поддержки и укрепления семейных отношений. Молодоженов приветствовали, устраивали им « смотрины », заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи обязательно на праздничной недели ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и усопших родственников.
Тех же, кто еще не вступил в брак условно «наказывали» – привязывали к ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так ходить некоторое время. Позже можно было откупиться угощением или деньгами.
Каждый из семи дней Масленицы имеет свое название и свои обычаи.
Понедельник назывался « встреча ». В этот день народ « встречал » Масленицу – из соломы делали чучело, одевали его в одежды, насаживали на шест и возили по всей округе под веселые и задорные песни. После чего чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные гулянья.
В этот день заканчивали раскатывать горки, достраивали качели, карусели, балаганы, расставляли палатки и столы. Хозяйки же начинали печь блины, да не просто так, а со специальными заговорами и обрядами. Первый блин не ели, его отдавали нищим, с тем, что бы те помянули усопших.
Вторник величали « заигрыш ». Юноши и девушки ходили друг к другу в гости – поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях приглядывались один к одному, ища себе вторую половинку. Девушки гадали, подсматривая за тем, с какой начинкой ест блин понравившейся ей молодой человек.
Среда была «лакомка». В доме устраивали пышные застолья. В этот день теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами. Молодому зятю мазали голову маслом, что бы он так же « примаслился » к жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни, орехи.
Народ веселился, катался на лошадях и разыгрывал смешные сценки об отношениях тещи и зятя. Говорили, что на Лакомку нужно: « Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Четверг называли «разгул», «разгуляй». С этого дня начиналась «широкая Масленица» – гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости, дети катались с горок кто на чем горазд.
Народ потешали медведи на поводке, кукольники, балаганы. Все веселились: устраивали карнавалы, катались на качелях, каруселях, угощались предложенными лакомствами и любовались фейерверками.
Пятница – «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять теперь приглашает ее к себе на блины. Так же по традиции в этот вечер готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги.
Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе в гости золовок, то есть сестер мужа. Также сзывала она своих незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. А если золовка была уже замужем, то приглашала и родню мужа. Невестка должна была преподнести золовке хороший подарок, что бы расположить ее к себе.
Воскресенье именуется «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья, просят у всех, даже если нет особой вины. Говорят приблизительно так: «Прости меня, если я в чем-то перед тобою виноват », а в ответ нужно сказать: «Бог простит, и я прощаю».
На главной площади прощаются с куклой Масленицей, или Зимой, благодарят ее за зимние забавы и ругают за мороз и холод. После чего под песни и возгласы ее сжигают. В большой костер народ кидает всю пищу, которую не съели за прошедшую неделю – блины, сыр, масло, рыбу – ведь с завтрашнего дня начинался Великий пост.
А когда костер немного приутихнет, происходит финальное действо вечера – молодежь с задором прыгает через костер. Вот таким весельем и заканчивается Масленая неделя 2015.
В Православной вере считается, что смысл Масленой недели – это прощение накопившихся обид, примирение с ближним, укрепление семейных отношений, подготовка к Посту. Пусть же для вас это праздничное время пройдет весело, сытно и душевно тепло!
Считалось, что в этот период Солнце, будучи дитем Колядой, становилось юношей Ярилой. На его честь и пекли множество блинов – желтых, круглых и таких тонких, что бы сквозь блин просвечивалось солнце. Эта традиция сохранилась и до наших дней, так же как и обычай в конце Масляной недели сжигать чучело, олицетворяющее Зиму.
После введения Христианства Масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником христиан – Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя, готовясь к Посту.
Масленичная неделя (Седмица о Страшном Суде)
Семидневка веселого празднества состоит из двух периодов – Малой и Большой Масленицы.
Первый период продолжается с понедельника по среду включительно, а второй продолжается со среды по воскресение включительно. Начало этого праздника берёт свои истоки с языческой Руси. И до сих пор в его проведении присутствуют языческие моменты.
В первые три дня мясопустной седмицы (так ещё называют Масленицу) люди занимаются домашними делами. Трудятся по хозяйству, готовятся к заключительному дню недели. А с четверга наступает вторая часть седмицы и начинается Большая Масленица. Каждый день недели этого любимого народом праздника имеет собственное наименование.
Первый день – Встреча
Рано утром родители мужа посылают невестку к своим сватам ( ее отцу и матери), а вечером и сами появляются к ним в гости. Определяли время и место, где будут праздновать, решали, кого приглашать. К этому моменту готовили снежные горки, устанавливались качели и аттракционы. Хозяюшки пекли румяные блинчики, а первый из них, по традиции, отдавали беднякам на поминание умерших родственников. Возводилась фигура большого соломенного чучела Масленицы, ее усаживали на кол и катали на огромных санях. Например, в селе Камызино, что в Белгородской области, водили корову, одетую в лапти.
Второй день – Заигрыш
Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству – будущих невест. Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку.
С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянию приглашалась родня, друзья и добрые знакомые.
В Среду были Лакомки
Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно. Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него приглашаются и другие гости.
Четверг – Разгул
Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие.
Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу, предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм снежного городка.
В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом.
Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни.
Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом: большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо, поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера. Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской.
В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность хозяевам дома.
Пятница – Вечерки у тещи
Теща направляется в дом зятя с ответным визитом в сопровождении своих родных и подружек. Ее дочь к приходу матери выпекает блины и угощает ими гостей. А зять показывает свое благое расположение к матери своей супруги и ее родственникам.
Суббота – Золовкины посиделки
Невестки зазывают на праздник в свой дом золовок и прочих мужниных родных. Если золовка не замужем – то невестка созывает в свой дом своих холостых подружек, а если же мужнины сестры замужем, то она зазывала в гости свою замужнюю родню. По традиции, невестка должна принести в дар золовке подарок.
Воскресенье – Проводы
Это Прощенное Воскресение, Заговенье, Целовальник, Масленые Заговины, имеет длинный ряд наименований и является окончанием, яркой кульминацией веселой Масленой недели. Православные люди, впрочем, как и желающие, заговляются перед началом Великого пасхального поста. Каждый испрашивает прощения за все нанесенные ранее обиды и прочие неприятности. Вечером поминают умерших, а днем посещают места их захоронений.
В воскресный день принято омываться в бане, сжигать оставшуюся еду, мыть посуду после пышных празднеств. По окончании веселья сжигается чучело Масленицы, а оставшийся после ее сжигания пепел развеивается по близлежащим полям.
В Костромской губернии, к примеру, сооружается «обоз» – повозка из ряженых мужчин, на их головы надеваются соломенные колпаки. Вечером они направляются за пределы города, где и поджигают «головные уборы» – сжигают Масленицу. А в местных деревнях в вечернее время люди приносят по охапке соломы, укладывают ее в общую кучу и поджигают, что символизирует сожжение « мужика из соломы».
В православных церквях на вечерней службе свершается чин прощения – глава каждого храма испрашивает прощения у всех собравшихся людей и у других священнослужителей. Далее люди, находящиеся в храме, просят прощения друг у друга и, отвечая на просьбу о прощении, отвечают «Бог простит и я прощаю». С вечера в обителях начинаются великопостные служения.
По свидетельству писателя-этнографа Сергея Максимова: «Обычай прощаться с умершими держится на земле русской особо твердо, поддерживают его в основном женщины. Они группами по 10-15 человек идут, взяв с собой блины, на погост, причем не разговаривают между собой. Придя к могилке родственника, каждая из них встает на колени, три раза кланяется и слезно молит простить покойника за грубости и вред, причиненные ему при жизни. Затем помолившись, выкладывает на бугорок могилы блинчики и в полнейшем молчании идет домой.
Проводы Масленицы
Во многих российских губерниях ритуал сводился к сожжению масленичной Марены и его символичных похоронах. Сжигание традиционно для центральных, северных и поволжских губерний. Чучело везли на некоем поезде из лошадей (иногда их было больше сотни). Потом его сжигали и в кострище выбрасывали недоеденную пищу. В Татарстане бытует традиция сжигания в костре куколок, с которыми, якобы, пропадают все проблемы и беды.
В западных, южно и среднерусских, поволжских губерниях люди хоронили масленицу. А в других областях Руси устраивали пародию похорон. Чучело укладывали в корытце, а за ним следовала процессия из «попа» – переодетой в ризу молодой девицы с приклеенной бородкой, «дьячка» и группы плакальщиц.
Иногда прощание с Масленицей происходило в виде поезда: чучело «восседало» в санях, запряженных мужчинами. Позже соломенную фигуру сжигали, что предвещало скорый и отличный урожай на полях.
Считалось, что Масленицу, а еще ее называют Сырной неделей, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и будущий год проживешь.
Так же Масленая неделя была временем для поддержки и укрепления семейных отношений. Молодоженов приветствовали, устраивали им « смотрины », заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи обязательно на праздничной недели ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и усопших родственников.
Тех же, кто еще не вступил в брак условно «наказывали» – привязывали к ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так ходить некоторое время. Позже можно было откупиться угощением или деньгами.
Каждый из семи дней Масленицы имеет свое название и свои обычаи.
Понедельник назывался « встреча ». В этот день народ « встречал » Масленицу – из соломы делали чучело, одевали его в одежды, насаживали на шест и возили по всей округе под веселые и задорные песни. После чего чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные гулянья.
В этот день заканчивали раскатывать горки, достраивали качели, карусели, балаганы, расставляли палатки и столы. Хозяйки же начинали печь блины, да не просто так, а со специальными заговорами и обрядами. Первый блин не ели, его отдавали нищим, с тем, что бы те помянули усопших.
Вторник величали « заигрыш ». Юноши и девушки ходили друг к другу в гости – поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях приглядывались один к одному, ища себе вторую половинку. Девушки гадали, подсматривая за тем, с какой начинкой ест блин понравившейся ей молодой человек.
Среда была «лакомка». В доме устраивали пышные застолья. В этот день теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами. Молодому зятю мазали голову маслом, что бы он так же « примаслился » к жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни, орехи.
Народ веселился, катался на лошадях и разыгрывал смешные сценки об отношениях тещи и зятя. Говорили, что на Лакомку нужно: « Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Четверг называли «разгул», «разгуляй». С этого дня начиналась «широкая Масленица» – гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости, дети катались с горок кто на чем горазд.
Народ потешали медведи на поводке, кукольники, балаганы. Все веселились: устраивали карнавалы, катались на качелях, каруселях, угощались предложенными лакомствами и любовались фейерверками.
Пятница – «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять теперь приглашает ее к себе на блины. Так же по традиции в этот вечер готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги.
Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе в гости золовок, то есть сестер мужа. Также сзывала она своих незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. А если золовка была уже замужем, то приглашала и родню мужа. Невестка должна была преподнести золовке хороший подарок, что бы расположить ее к себе.
Воскресенье именуется «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья, просят у всех, даже если нет особой вины. Говорят приблизительно так: «Прости меня, если я в чем-то перед тобою виноват », а в ответ нужно сказать: «Бог простит, и я прощаю».
На главной площади прощаются с куклой Масленицей, или Зимой, благодарят ее за зимние забавы и ругают за мороз и холод. После чего под песни и возгласы ее сжигают. В большой костер народ кидает всю пищу, которую не съели за прошедшую неделю – блины, сыр, масло, рыбу – ведь с завтрашнего дня начинался Великий пост.
А когда костер немного приутихнет, происходит финальное действо вечера – молодежь с задором прыгает через костер. Вот таким весельем и заканчивается Масленая неделя 2015.
В Православной вере считается, что смысл Масленой недели – это прощение накопившихся обид, примирение с ближним, укрепление семейных отношений, подготовка к Посту. Пусть же для вас это праздничное время пройдет весело, сытно и душевно тепло!
|
Комментарии:
Написать комментарийПри всем моем равнодушии к блинам и налистникам вот эти...... как же я такие обожаю, сама готовила раз, но такие какими меня в селе одно угощали не получились, не знаю как их хозяйка готовит, но они у нее божественные. И таких пару штук тем более не грех съесть , даже активно худеющим
С наступающей Масляной неделей
А как же люблю сам праздник это очень весело.
яйцо - 3шт
молоко-250мл
вода-300-400 мл
сахар-2ст.л
мука-240гр(1,5стакана)
масло раст-1-2ст.л
яйца смешать с сахаром и половиной молока,, постепенно подсыпать муку,тщательно перемешиваем. Тесто получается густое, как на оладьи. когда вся мука введена в тесто, влить оставшееся молоко, тщательно перемешать, постепенно влить воду, продолжая помешивать. затем добавить раст.масло. на выходе блины получаются очень тонкие. вкусняшные, ммм. Завтра начну печь, всех с наступающей Масленницей.!!!!!1