Три глотка чая
Зародившаяся в буддийских монастырях церемония чаепития помогала человеку отрешиться от мирской суеты, почувствовать близость Вечности, соприкосновение с которой помогает духовному совершенствованию. Хотя российская традиция чаепития отличается от буддийской, она тоже полна покоя и душевного комфорта.

Долгий путь к российскому столу

Почти 60 веков прошло с тех пор, как листья дикорастущего чайного куста люди, жившие на территории современного Китая и Мьянмы (Бирмы), стали заваривать кипятком, получая бодрящий напиток.

Особый расцвет церемонии чаепития наступил в VI веке до нашей эры, с появлением буддизма. Легенды даже связывают рождение чайных кустов с заснувшим во время молитвы монахом, который при пробуждении решил наказать свои веки, сомкнувшиеся в неподходящую для этого минуту, и вырвал их (по некоторым версиям вырыванию подверглись всего лишь ресницы), бросив на землю.

Якобы из этих век или ресниц и выросли на земле чайные кусты, напиток из листьев которых стал помощником монахов в их молитвах. Буддисты, видимо, не знали, что чайные кусты родились гораздо раньше их религиозного учения.

До России чай добрался только в XVII веке, став напитком для богатых в силу высокой стоимости.

Принцип бумеранга

«Мода» на подделки пищевых продуктов, которыми нас щедро потчует современная торговля, явление старое. Ещё со времён Екатерины II, когда стоимость привозного китайского чая была высока, нашлись шустрые люди, которые стали подмешивать к нему российский чай, изготавливаемый из листьев растения «Кипрей».

Производство такого чая было налажено помещиком, владевшим селом Копорье, от названия которого и чай назывался «копорским». Хотя одно время копорский чай был одним из экспортируемых российских товаров, цены на него были гораздо ниже китайского. Это использовали любители нажиться задарма, подмешивая чай из кипрея к импортируемому из Китая.

Но любой подвох возвращается бумерангом. Англичане, чтобы вытеснить российский чай с мировых рынков, пустили слух, что русские примешивают к своему чаю белую глину, опасную для здоровья человека. Итоги мы пожинаем и сегодня, покупая в магазине индийский или цейлонский чай с пометкой «made in England».

Иван-чай


Чай из кипрея долгое время был популярным в России напитком, ведь сырьё росло за околицей любой деревни и было доступно простым смертным. Поэтому растение «кипрей» получило ещё одно название - «Иван-чай».

Популярность и доступность чая из кипрея дала жизнь ещё одному производству — изготовлению пузатых самоваров, ставших одним из символов России.

Ведь российская душа любит всё делать с размахом, а потому «три глотка» чая, которыми встречают гостей в Японии, превратились в долгие застолья за ведёрным пузатым самоваром. Гость, разомлевший от ароматного чая с русской кулебякой, начинённой осетровыми, объявляет о своём насыщении, перевернув стакан вверх дном.

Хотя чай из кипрея уступает своей крепостью в несколько десятков раз японским «трём глоткам», больше похожим на взбитый крем, чем на привычный нам чай, он приятен на вкус и бодрит уставшего человека. (Японский чай — это чайные листья, растёртые до консистенции порошка, в который по капле добавляют кипяток, одновременно взбивая смесь до пышной пены).

Травянистое растение Кипрей первым залечивает земные раны после пожаров и вырубок, покрывая розово-сиреневым облаком своих кистевидных соцветий израненную землю. Уже вслед за ним спешат на помощь белоствольные берёзки и осинки с дрожащей от лёгкого ветерка листвой. А там, глядишь, притулилась под берёзой маленькая ёлочка, спасаясь под её кроной от жарких весенних лучей солнца. Через 3-4 года уже и не видно ран земли.

Иван-чай ещё и отличный медонос, дарящий человеку к чаю ароматный мёд. Такой вот непростой и одновременно простой русский Иван-чай.