Время проведения
Праздник проводит границу между зимними месяцами и весенними. Отмечают его в течение всей недели, предшествовавшей началу Великого поста. Числа меняются в зависимости от даты Пасхи. Начинается Масленица за 55 дней до начала Пасхальной недели.Так было не всегда. Поначалу праздник приурочивался к началу года по лунному календарю, отмечаемому в день весеннего равноденствия 21-22 марта. Намного позже с крещением Руси его передвинули на более ранние сроки, в связи с началом Великого поста, чтобы не нарушать воздержание христиан от мясной и молочной пищи.
Истоки праздника
Версий возникновения обряда несколько. Каждая из них имеет под собой исторические корни, обоснования:1. Языческий праздник в честь Волоса – бога скота. До революции ученые выдвинули теорию о поклонении богу скота Волосу. Ему приносили в жертву масло, носящего его имя – волосиным. Большинство обрядов могут осуществляться только зимой, приблизительно в это же время отмечается Власьев день. Есть народная поговорка: «У Власия и борода в масле». В некоторых регионах так называется Широкий четверг Масленицы в настоящее время.
2. Встреча весны – марта месяца. В народных песнях встречается иное название праздника Авдотья Весновка, отмечающегося 1 марта. До конца 15 века новый год отмечался в первый месяц весны. Обряд разжигания костра – приглашение духа (отогревание над огнем) умерших разделить обильную трапезу.
3. Граница между весной и зимой. В советское время ученые выдвинули такую версию. Они считали причиной изгнание зимы (богини мрака), встреча весны (пробуждение всего живого на земле). Кострище, колесо на шесте – приписывались солярному культу предков.
4. Стимуляция плодородия перед началом земледельческих работ. Чучело олицетворяло божество, умирающее на костре и воскресающее вновь. Пепел его разбрасывался на полях для увеличения урожая. Земля была главной кормилицей в семьях крестьян, поэтому ей уделялось большое внимание.
5. Поминание предков. Считалось, что ушедшие родственники находятся одновременно в двух измерениях (земля – небо). Их старались задобрить блинами (поминальное кушанье), обильной едой. Вечером со стола не убирались крошки, остатки ужина. Крестьяне верили – умершие родители приходят ночью из-за печки трапезничать.
Сейчас точную причину праздника восстановить не представляется возможным. Ученые могут только догадываться, выставляя каждый свою теорию.
Набор традиций
На протяжении многих веков сложился определенный порядок проведения праздника. Он включает:• массовые гулянья;
• русские забавы;
• ежедневное поедание блинов, оладьев;
• катание на санках с гор, санях в упряжке;
• столбы – смотр молодоженов;
• целовник;
• кулачные бои;
• «медвежьи» потехи;
• скачки;
• штурм снежного городка;
• сжигание Чучела.
Каждый из перечисленных пунктов имеет свой смысл, символику.
Особое отношение на Руси было к молодежи. Поддерживались традиции семейственности, увеличения количества детей для поддержания роста населения. При массовом ручном труде каждый работник был «на вес золота».
Кровь, пролитая во время кулачного состязания, имела сакральный смысл, приносилась жертва богам, духу умерших родственников. Распространенные виды рукопашного боя: «стенка на стенку», «свалка». В первом варианте мужики делились на две части, организованно выступали, образуя защиту своей группы. Второй метод – бесконтрольная борьба в общей куче.
На ровной местности горки для катания строили сообща из деревянных досок, обсыпанных снегом, политых водой, с обратной стороны прикреплялась лестница. Катались все сословия любого возраста. Богатые на расписных санях, обитых ценным мехом, бедные – на лядунках из простого дерева. Молодожены принимали обязательное участие в обряде, сопровождая езду поклонами, поцелуями.
В конце зимы отелялись коровы, молочные продукты изобиловали на столе (масло, сметана, молоко, творог). Запасы мяса заканчивались, резать крупную живность весной не принято. Поэтому в праздник довольствовались мучной, молочной пищей, богатой белковыми соединениями.
Названия по дням недели, мероприятия, проводимые в эти дни, рассмотрим в следующей статье.
Комментарии:
Пока нет комментариев.